Внимание! diplom-land.ru не продает дипломы, аттестаты об образовании и иные документы об образовании. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.

Заказать курсовую работу

  8-800-835-76-85

Александр Сергеевич Пушкин (лицейские годы поэта)

Античная скульптура

Сохранилось как синоним классической древности, то есть того мира, в лоне которого возникла наша европейская цивилизация. Сохранилось как понятие, точно отделяющее греко-римскую культуру от культурны

Бухучет и отчетность в ООО "Иркут"

Хозяйство расположено на сравнительно теплой, среднеувлажненной с продолжительным безморозным периодом территории. Климат резко континентальный с холодной сухой зимой и жарким летом. Среднегодовая т

Сравнительный анализ каскадной и спиральной моделей разработки программного обеспечения

Существует несколько моделей жизненного цикла. Традиционно выделяют следующие основные этапы жизненного цикла : · стратегическое планирование; анализ требований; · проектирование (предварительное и д

Мировое машиностроение

Отраслевой состав машиностроения. Факторы размещения отраслей…….…3 стр. Краткая характеристика отдельных отраслей…………………….…………….4 стр. Главные регионы машиностроения……………………………………………..5 стр. 1) Сев

Женщина и Мужчина в поисках гармонии. Анализ гендерных стереотипов

Достижение этой цели связано с решением целого ряда задач, которые требуют обьединения всех сил общества .Основой обьединения может быть защита и поддержка прав человека, одним из главных направлений,

Исследование сорбции дрожжевых клеток на углеродном волокне и разработка технологии сбраживания гидролизного сусла

Введение Современная экономическая ситуация, связанная с рыночными взаимоотношениями, диктует предприятиям новый подход к внутризаводскому планированию. Предприятия вынуждены искать такие формы модел

Бухгалтерский учет (шпаргалка, 3 курс)

Последовательность применения учетной политики - состоит в том, что принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. Условия изменения учетной политики - изменение уч

Технология производства синергической активной пищевой добавки "Эхинацея Янтарная"

Биологически активные добавки (БАД) к пище или food supplements, как их называют за рубежом, нутрицевтики, парафармацевтики - термины, вошедшие в современную медицину сравнительно недавно и в настояще

Скачать работу - Александр Сергеевич Пушкин (лицейские годы поэта)

Именно Лицей в какой-то мере стимулировал литературные занятия Пушкина. Когда Пушкину исполнилось 12 лет, родители решили отдать его для продолжения образования в какое-либо учебное заведение. Как раз в это время в Петербурге было задумано Александром I открытие Лицея для подготовки молодых людей из лучших дворянских семей к государственной службе в «высших государственных должностях». Идея Лицея возникла ещё в 1808г. Это было учебное заведение, в котором, по замыслу, должны были воспитываться младшие братья Александра I – Николай (род. в 1796г.) и Михаил (род. в 1798г.). Возрастом великих князей определялся и возрастной подбор учащихся. Идея совместного обучения великих князей с принятыми воспитанниками Лицея отпала лишь в конце 1811г., т.е. почти в дни его открытия.

Причиной этого была напряженность международной обстановки, заставлявшей предполагать неизбежность тяжелой войны с Наполеоном. Мог на подобное решение повлиять и определившийся состав молодых воспитанников Лицея. Устав Лицея вырабатывался в результате сотрудничества многих лиц.

Последняя редакция принадлежала Сперанскому. В организации Лицея ближайшее участие принимал министр народного просвещения Разумовский. В программу первых трех лет входило «грамматическое учение языков: российского, латинского, французского, немецкого», довольно обширный курс математики, от арифметики до тригонометрии включительно.

Изучались «первоначальные основания изящных письмян», т.е. разбор образцовых отрывков из произведений лучших писателей, и правила риторики.

Проходилась история и география. Кроме того, в программе были: Закон Божий, чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая езда и плавание. В последующие годы список изучаемых дисциплин включал в себя: логику, нравственную философию, Право естественное, частное и публичное, Российское гражданское и уголовное право, финансы, статистику.

Отличительной особенностью Лицея был энциклопедический характер программы преподавания. Для устройства Александра в Лицей, далеко не богатым и не знатным Пушкиным пришлось прибегнуть к протекции влиятельного петербургского знакомого А.И. Тургенева. В июне 1811 поэт Василий Львович привез своего племянника в Петербург на приемные экзамены.

Александр сдавал вступительные экзамены 12 августа. При этом он получил следующие оценки: в грамматическом познании языков: российского – очень хорошо, французского – хорошо, немецкого – не учился; в арифметики – знает до тройного правила; в познании общих свойств тел – хорошо; в начальных основаниях географии и в начальных основаниях история – имеет сведения.

Выдержав испытания, Пушкин в числе 30 воспитанников был принят в Лицей. 19 октября 1811 года в торжественной обстановке состоялось открытие Лицея. В присутствии царя и царской семьи, высшего духовенства, членов Государственного совета, министров держал речь об обязанностях гражданина питомец Геттингенского университета, профессор естественного права Куницын: Вы помните, когда возник Лицей, Как царь открыл для нас чертог царицын, И мы пришли. И встретил нас Куницын Приветствием меж царственных гостей Глава 2. Годы учебы.

Начало обучения.

Формирование первых впечатлений о поэте у преподавателей и ровесников-лицеистов. В первой сводке отзывов преподавателей о Пушкине, записанной Малиновским, значится: «Ветрен и легкомыслен, искусен во французском языке и рисовании, в арифметике ленится и отстает». В сводных сведениях за время с марта по ноябрь 1812 года Чириков (учитель рисования) по успехам в рисовании ставит Пушкина на четвертое место после Илличевского, Корфа и Есакова. Они вместе с Пушкиным отнесены к «первому отделению» (по успехам). Об Александре Чириков писал: «Отличных дарований, особенного прилежания, но тороплив и неосмотрителен; а потому и успехи его не столько ощутительны, как у первых троих его товарищей». Любопытно сопоставить первые впечатления преподавателей о Пушкине с мнением его друзей. И. Пущин познакомился с Александром на вступительных экзаменах.

Пушкин, в свою очередь, познакомил Пущина с Гурьевым и Ломоносовым.

Мальчики вчетвером часто собирались до самого дня переселения в Лицей. Пущин рассказывал о первых впечатлениях знакомства: «Мы все видели, что Пушкин нас опередил, многое прочел, о чем мы и не слыхали, все, что читал, помнил; но достоинство его состояло в том, что он отнюдь не думал выказываться и важничать… Все научное он считал ни во что и как будто желал доказать, что мастер бегать, прыгать через стулья, бросать мячик и пр.» С этой характеристикой гармонируют и стихи из восьмой главы «Евгения Онегина», исключенные Пушкиным из печатного текста: В те дни, когда в садах Лицея Я безмятежно расцветал, Читал охотно Елисея, А Цицерона проклинал, В те дни, как я поэме редкой Не предпочел бы мячик меткой.

Считал схоластику за вздор И прыгал в сад через забор… В тех же воспоминаниях Пущина, которым имеем полное право доверять, хотя они и писаны в 1858г., дана характеристика Пушкина в первые годы его пребывания в Лицее: «Пушкин с самого начала, был раздражительнее многих и потому не возбуждал общей симпатии. Не то чтобы он разыгрывал какую-нибудь роль между нами или поражал какими-нибудь особыми странностями, как это было в иных; но иногда неуместными шутками, неловкими колкостями сам ставил себя в затруднительное положение, не умея потом из него выйти. Это вело его к новым промахам, которые никогда не ускользают в школьных отношениях... В нем была смесь излишней смелости с застенчивостью, и то и другое невпопад, что тем самым ему вредило… Характерной чертой Пушкина было неумение в официальной обстановке обнаружить свои знания, и он проявлял себя менее подготовленным, чем был на самом деле. Все это вместе было причиной, что вообще не сразу отозвались воспитанники ему на привязанность к лицейскому кружку, которая с первой поры зародилась в нем». По-видимому, и литературная репутация Александра у лицеистов установилась не сразу; но, с другой стороны, может быть, именно литературной репутации Пушкин обязан той дружбе, которую он нашел в части своих лицейских товарищей.

Творчество юного поэта.

Формирование мировоззрения. Уже в конце 1813 г. его поэтическое дарование было замечено.

Чириков в ведомости о «Свойствах воспитанников» о Пушкине пишет: «Легкомыслен, ветрен, неопрятен, нерадив; впрочем, добродушен, усерден, учтив, имеет особенную страсть к поэзии». Через год Чириков характеризовал Пушкина так: «Легкомыслен, ветрен, иногда вспыльчив; впрочем, весьма обходителен, остроумен и бережлив. К стихотворству имеет особенную склонность.

Подает надежду к исправлению». В ходе политических событий 1812 года, когда французами была взята Москва, под угрозой оказался и Петербург.

Многочисленные полки солдат, проходившие в то время через Царское Село, некоторая напряженность обстановки не могли не отразиться на сознании, мировоззрении лицеистов. Все это способствовало развитию либерально-патриотических настроений учеников. За пределами лицея, Пушкин встречался с умными и блестяще образованными гвардейскими офицерами – П.Я. Чаадаевым, Н.Н. Раевским, П.П. Кавериным, М.Г. Хомутовым, В.Д. Олсуфьевым и др. В беседе с ними он рассуждал о свободе и дышал ею.

Воспитание свободой и воспитание вольных чувств и стремлений были условиями – и самыми благоприятными для Пушкина – быстрого становления его поэтического таланта.

Чаадаев был настроен весьма либерально, он вел долгие политические беседы с Пушкиным и сыграл немалую роль в нравственных понятиях Александра.

Впоследствии Пушкин посвятил Чаадаеву одно из первых своих политических стихотворений: …Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена! «К Чаадаеву», 1818 Вначале Пушкин и его раннее творчество находились под влиянием французской литературы и поэзии, однако позднее Пушкин резко выступал против всякого рода воздействия французской литературы на русскую.

Одинаково естественным для Пушкина было следование французским поэтическим образам в юности и резкий отказ от него в зрелости. Во французской литературе XVIII в. дороже всего был для Пушкина ее свободный и свободолюбивый дух: он и имел положительное воздействие на юную пушкинскую поэзию. В сознании Пушкина-лицеиста французская литература связана была прежде всего с Вольтером. Это была литература озорная, иногда фривольная, резко критическая и резко ироническая. Под воздействием французской литературы Пушкин уже в самых первых своих опытах мог чувствовать себя свободно, легко, мог и подражая оставаться самим собой. Важно и то, что после французского влияния ни одно другое иноязычное влияние не могло быть ни столь же прочным, ни столь же глубоким. Для поэта, наученного французской литературой принимать все критически, оно, во всяком случае, не могло быть сколько-нибудь закрепощающим влиянием.

Недошедшие до нас произведения Пушкина, написанные в лицейские годы, далеко не ограничиваются простыми опытами. Есть ряд свидетельств, называющие крупные произведения, нам не известные. Так, в дневнике Пушкина под датой 10 декабря 1815 г. дан перечень его поэтических замыслов: «Вчера написал я третью главу Фатама или разума человеческого: Право естественное. Начал я комедию – не знаю, кончу ли ее.

Третьего дни хотел я начать ироническую поэму: Игорь и Ольга, а написал эпиграмму на Шаховского, Шихматова и Шишкова. Летом я напишу Картину Царского Села». В «Материалах для биографии А.С. Пушкина» Анненков пишет: «Некоторые из его товарищей еще помнят содержание романа «Фатам», написанного по образцу сказок Вольтера». Итак, среди недошедших до нас лицейских произведений Пушкина были два романа, две комедии, поэму эпическую и поэму описательную. Все это свидетельствует, что Пушкин уже в юные годы ставил себе задачей создание крупного, значительного по замыслу и содержанию произведения. К числу крупных произведений лицейского периода, дошедших до нас, принадлежит неоконченная поэма «Монах». Она была обнаружена в архиве Горчакова в 1928 г.

Следующей за «Монахом» попыткой такого рода является «Бова». Поэма эта относится к 1814 г. Время создания определяется содержанием: в «Бове» упоминается Наполеон в качестве «императора Эльбы». По собственному свидетельству Пушкина, еще в Лицее начал он писать «Руслана и Людмилу». Очевидно, это и был следующий за «Бовой» эпический замысел Пушкина, на этот раз доведенный до конца. Но вся поэма в целом уже принадлежит Петербургскому периоду. И те части, которые были написаны в Лицее, по-видимому, подверглись решительной переработке. К числу фрагментов больших замыслов можно было бы отнести и большое стихотворение 1816 г. «Сон», т.к. оно имеет подзаголовок «Отрывок». Отрывок этот может быть отнесен к шутливой разновидности дидактических поэм.

Основную часть дошедшего до нашего времени лицейского творчества Пушкина составляют мелкие стихотворения.

Характер их довольно пестрый, особенно вначале, когда еще не определились собственные наклонности и вкусы мальчика-поэта. Среди них выделяются: «К Батюшкову», «Гроб Анакреона», «К лире», «К Галичу». Одно из лучших произведений Пушкина Лицейского периода – стих «Городок». Оно написано в 1815 году и представляет собой по жанру дружеское послание в духе тех посланий, какие в большом количестве создавал Батюшков, а вместе с ним и другие поэты начала XIX века.

Дружеские послания – весьма распространенный жанр в русской поэзии этого времени. Его популярность во многом объясняется малой канонизированностью жанра, его принципиальной неустойчивостью, свободой выражения; дружеское послание - это род непринужденной беседы, не ограниченной строгими формальными рамками.

Таковым оно было в поэзии Батюшкова, такое же оно и в поэзии молодого Пушкина.

Экзамен в присутствии Державина. В 1814 г. в журнале «Вестник Европы» было напечатано первое стихотворение Пушкина «К другу стихотворцу». Но подлинный триумф ждал Пушкина на пороге второго трехлетия его обучения в Лицеи. К дню публичного экзамена по русской словесности он получил задание написать оду «Воспоминание в Царском Селе». На экзаменах присутствовал патриарх русской литературы, признанный мастер одоичного жанра Гавриил Романович Державин.

Пушкин вспоминал: «Это было в 1815 г., на публичном экзамене в Лицее. Как узнали мы, что Державин будет к нам, все мы взволновались…Державин был очень стар.

Экзамен наш очень его утомил. Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он оживился, глаза заблистали; он преобразился весь.

Разумеется, читаны были его стихи, разбирались его стихи, поминутно хвалили его стихи. Он слушал с живостью необыкновенной.

Наконец вызвали меня. Я прочел мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояние души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом… Не помню, как я кончил свое чтение, не помню, куда убежал.

Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять… Меня искали, но не нашли…» «Воспоминания в Царском Селе» были заказаны Пушкину по случаю приезда на экзамен самого Державина. Таким образом, стихотворение должно было быть «державинским» уже по заданию. Таким оно и оказалось: и по жанру (род высокой оды), и по тематике (высоко значительной, отчасти гражданственной), и по своей чисто державинской стилистике: Навис покров угрюмой нощи На своде дремлющих небес; В безмолвной тишине почили дол и рощи. В седом тумане дальний лес… Язык стихотворения производит впечатление одновременно и одически - возвышенного, и достаточно вещественного, конкретного - и уже это само по себе создаёт поэтическую атмосферу, близкую державинской.

Близость к Державину у Пушкина не в частностях, а в общем тоне и красках стихотворения. Сам Державин почувствовал эту близостьи оттого так восхитился чтением Пушкина. В его стихах он признал не чужое, а своё, кровное. После чтения на экзамене этого стихотворения с необыкновенной быстротой растет слава молодого Пушкина. 9 января 1815 года, видимо, по просьбе Державина, Пушкин посылает ему список (копию) своего стихотворения.

Другой список оказывается в руках В.Л. Пушкина, и через него стихотворение становится известным многим писателям и поэтам, в середине января Жуковский читает друзьям это стихотворение. В начале января Пушкин, больной «простудою», лежит в лазарете, и здесь его посещает Батюшков. 17 апреля стих Пушкина напечатан в журнале «Российский музеум» с припиской «За доставление сего подарка благодарим искренно родственников молодого поэта, которого так много обещает». В начале мая Пушкина в лицее посещает Жуковский, 4 сентября он снова у Пушкина. А 19 сентября он пишет к Вяземскому: «Я сделал еще одно приятное знакомство! С нашим молодым чудотворцем Пушкиным. Я был у него на минуту в Царском селе. Милое живое творение!.. Это - надежда нашей словесности». В начале декабря Державин говорит приехавшему к нему в гости С.Т. Аксакову «…скоро явится второй Державин: это Пушкин, который еще в лицее перещеголял всех писателей». С легкостью подхватил Пушкин тяжеловесный одический стиль XVIII века, предавая ему оттенок поэтической игры, литературной импровизации. О славе героев исторического прошлого он говорит свойственным той эпохе литературным языком: О, громкий век военных споров, Свидетель славы россиян! Ты видел, как Орлов, Румянцев и Суворов, Потомки грозные славян, Перуном Зевсовым победу похищали; Их смелым подвигам страшась дивился мир; Державин и Петров героям песнь бряцали Струнами громозвучных лир.

Обратимся к отдельным профессорам Лицея, с которыми так или иначе связана жизнь Пушкина или его творчество, в частности, к тем из них, которые могли бы оказать некоторое влияние на его поэтические занятия.

Учителя и наставники Пушкина.

Постоянным профессором российской словесности был Н.Ф. Кошанский.

Правда, частые и продолжительные болезни вызывали длительные перерывы в его преподавании, когда его заменяли сперва Галич, а позднее Георгиевский. Тем не менее, основной тон в преподавании «российской и латинской словесности» задан был Кошанским.

Риторику Пушкин изучал в Лицее у трех преподавателей: Кошанский читал русскую и латинскую риторику, Будри – французскую и Гауеншильд – немецкую. Будри, младший брат Марата, охарактеризован Пушкиным в « table - talk » («застольные беседы»): «Будри, профессор французской словесности, несмотря на свое родство, демократические мысли, замасленный жилет, вообще наружность, напоминавшую якобинца, был на свои коротеньких ножках очень ловкий придворный.» Гауеншильд, преподававший немецкую литературу, был предметом ненависти лицеистов. Он фигурируют в сатирических лицейских куплетах в самом черном свете. В этом карьеристе австрийского происхождения подозревали, и не без основания, осведомителя Меттерниха . Гораздо значительнее было влияние на учеников Куницына, преподавшего нравственность, логику и юридические предметы.

Куницыну Пушкин посвятил несколько значительных строк в стихотворениях, посвященных Лицею: Куницыну дар сердца и вина! Он создал нас, он воспитал наш пламень, Поставлен им краеугольный камень, Им чистая лампада возжена. («19 октября 1825 года») Из других преподавателей можно упомянуть Кайданова, о котором, впрочем, весьма единодушно отзываются как о посредственности. Он читал историю, географию и статистику.

Другие преподаватели представляют мало интереса. В общем нелестные их характеристики сохранили нам так называемые «национальные песни» лицеистов первого выпуска. Одна из этих песен записана Пушкиным в его лицейский дневник. В ней имеется куплет на профессора математики, физики и астрономии Карцева: А что читает Пушкин? Подайте-ка сюды! Ступай из класса с Богом, Назад не приходи. Кроме профессоров, определенную роль в Лицее играли воспитатели и другие служащие.

Любопытно, что среди них было большое число лиц, так или иначе причастных к литературе. Так, секретарем хозяйственного управления Лицея был Е.П. Люценко, еще с 1792 г. занимавшимся стихотворством. Среди литераторов Лицея был гувернер Иконников, хотя и ушедший из Лицея в 1812 г., но сохранявший отношения с воспитанниками до окончания ими Лицея. Он писал стихи и поощрял лицеистов к поэзии. К числу поэтов принадлежал гувернер и учитель рисования Чириков, автор рукописной трагедии «Герой севера», не дошедшей до нас.

Молодые воспитанники были окружены литературной атмосферой.

Лицейские друзья Пушкина.

Именно в лицее у поэта появляются настоящие друзья. Среди ближайших друзей Пушкина, конечно, следует вспомнить И.И. Пущина, соседа по «келье» в течение первых трех лет, будущего декабриста. С именем Пущина связано несколько стихотворений Пушкина, лицейских и позднейших.

Приезду его в Михайловское в 1825 г.

Пушкин посвятил строфу в стихотворении «19 октября 1825 года»: …Поэта дом опальный, О Пущин мой, ты первый посетил; Ты усладил изгнанья день печальный, Ты в день его Лицея превратил. Не менее близок был Пушкину и Дельвиг, с которым его связывали не только тесная дружба, но и позднейшие литературные отношения. Имя Дельвига как поэта гремело в стенах лицея наравне с другими первостепенными лицейскими поэтами.

Тесные узы связывали Пушкина и после окончания Лицея с Вильгельмом Кюхельбекером, который, подобно Пушкину и Дельвигу, уже в стенах Лицея заявил себя поэтом. Связь Пушкина с Кюхельбекером не прекратилась и после ссылки Вильгельма в Сибирь.

Интересно узнать, что у каждого лицеиста было прозвище, а у некоторых – и не одно.

Пущина, например, называли «Жано», Кюхельбекера – «Кюхля», «Глиста». Самого Пушкина иногда звали «Француз». Это было своеобразным признанием его начитанности во французской литературе.

Именно она и оказала самое сильное влияние на раннее творчество Пушкина. Это влияние было одновременно и не слишком глубоким, и не долгим, и в достаточной мере плодотворным.

Весной 1817 г. лицеисты стали готовиться к выпуску.

Шестилетний курс обучения подходил к концу.

Многие думали о своей дальнейшей судьбе.

Оканчивавшие Лицей направлялись либо на военную, либо на гражданскую службу.

Пушкин, друживший с царскосельскими гусарами, давно мечтал о военной службе.

Однако родные не поощряли этих намерений молодого Александра. Глава 3. Прощание с лицеем.

Закончился лицейский курс.

Наступило время прощания с местами, которые сделались дороги, прощание с друзьями. Теме дружбы и прощания посвящены последние лицейские стихи Пушкина - его послание к лицейским друзьям. Они в разном роде: иные слегка шутливые («Товарищам»), другие взволнованные и серьезные («Разлука»). При этом в них заключено многое «на всю жизнь». Как высокое поэтическое пророчество звучат его слова из стиха «В альбом Пущину»: Ты вспомни быстрые минуты первых дней, Неволю мирную, шесть лет соединенья, Печали , радости, мечты души твоей, Размолвки дружества и сладость примиренья, Что было и не будет вновь… И с тихими тоски слезами Ты вспомни первую любовь. Мой друг, она прошла…но с первыми друзьями Не резвою мечтой союз твой заключен; Пред грозным временем, пред грозными судьбами, О, милый, вечен он! Последним словам стиха суждено было сбыться, быть может, еще более, чем предполагал поэт.

оценка авто для наследства в Смоленске
оценка рыночной стоимости пакетов акций в Курске
оценка зданий в Твери