Рефераты для студентов и школьников!

История государства и права зарубежных стран

Маркетинг, товароведение, реклама

Теория государства и права

Искусство

Техника

История

Религия

История экономических учений

Литература, Лингвистика

Программирование, Базы данных

История отечественного государства и права

Гражданская оборона

Охрана природы, Экология, Природопользование

Психология, Общение, Человек

Философия

Биология

Астрономия

Социология

Транспорт

Программное обеспечение

Экономическая теория, политэкономия, макроэкономика

Математика

Физика

География, Экономическая география

Гражданское право

Политология, Политистория

Физкультура и Спорт

Микроэкономика, экономика предприятия, предпринимательство

Менеджмент (Теория управления и организации)

Здоровье

Банковское дело и кредитование

Экскурсии и туризм

Международные экономические и валютно-кредитные отношения

Банковское право

Компьютеры и периферийные устройства

Культурология

Историческая личность

Металлургия

Радиоэлектроника

Конституционное (государственное) право России

История политических и правовых учений

Технология

Компьютеры, Программирование

Конституционное (государственное) право зарубежных стран

Право

Бухгалтерский учет

Уголовное право

Материаловедение

Москвоведение

Музыка

Трудовое право

Экономика и Финансы

Страховое право

Налоговое право

Компьютерные сети

Административное право

Муниципальное право России

Нотариат

Ценные бумаги

Педагогика

Медицина

Финансовое право

Химия

Архитектура

Уголовный процесс

Юридическая психология

Законодательство и право

Военная кафедра

Римское право

Криминалистика и криминология

Промышленность и Производство

Экологическое право

Государственное регулирование, Таможня, Налоги

Астрономия, Авиация, Космонавтика

Иностранные языки

Сельское хозяйство

Конфликт литературного произведения. На материале драмы М. Ю. Лермонтова "Маскарад"

Конфликт литературного произведения. На материале драмы М. Ю. Лермонтова "Маскарад"

Термин конфликт близок к термину коллизия, они нередко взаимозаменяют друг друга. Так как понятие конфликта имеет узкое значение, то есть употребляется, когда коллизия приобретает наиболее острый и открытый характер, то термин конфликт обычно используют применительно к драматическим произведениям, где столкновения героев выступают с особенной очевидностью. [1] Особое значение конфликт имеет в драматургии, где он является главной силой, пружиной, движущей развитие драматического действия и основным средством раскрытия характеров. В выборе конфликта, его осмыслении и разрешении воплощается концепция драматурга, художественная идея пьесы. В конфликте Арбенина с обществом «лицедеев» звучит «железный стих, облитый горечью и злостью », направленный против тех, кто превратил свою жизнь в пестрый и шумный, блестящий и пустой маскарад.

Только скрыв свои лица масками, эти люди позволяют себе быть такими, каковы они на самом деле. Так в драме отражается позиция Лермонтова. В произведениях драматургии нередко наблюдается сочетание «внешнего» конфликта – борьбы героя с противостоящими ему силами – с «внутренним» психологическим конфликтом – борьбой героя с самим собой, со своими заблуждениями, слабостями. В драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад» можно выделить социальный конфликт. Это конфликт героя и дворянского общества. И психологический конфликт, внутренний, в сознании героя.

Нельзя отождествлять художественные конфликты, на которых строятся произведения драматургии с конфликтами, существующими в реальной действительности.

Идейный замысел «Маскарада» был подсказан игрой в карты. В светском Петербурге это было заметным и характерным явлением.

Литература не могла пройти мимо него. В идее произведения лежит проблема «высокого зла», рожденного деятельным стремлением к добру и счастью. Буря, которую производит Арбенин в светском кругу, разоблачая мистификацию добра и благородства, вырастет до размеров бунта против такого общественного устройства («естественного порядка»), при котором главную роль в жизни играет низкое зло, замаскированное «добром». Само заглавие пьесы скрывает в себе этот смысл. Сила Арбенина заключается в том, что он не только ходит без маски, но и срывает маски с других. Вот почему слова его – «Преграда рушена между добром и злом» - звучат так торжествующе: это победа теоретической, общественно – философской мысли, определявшей всё поведение Арбенина и всё отличие его от других персонажей. Здесь – идейный центр пьесы. [2] «Маскарад» - это социально – психологическая романтическая драма.

Характеризуется противопоставлением героя окружающей среде, условностью окружающей обстановки, символикой. В драме обличаются общественные отношения и страдающий в этих условиях незаурядный человек. Он стремится уйти от царящих в современном ему обществе условностей, своекорыстия и фальши, но в то же время сам заражен эгоистическими помыслами и чувствами.

Лермонтов презирал светское общество.

Славившиеся в то время вечера, балы и маскарады в доме Энгельгардта, посещались не только столичной знатью, но и членами царской фамилии во главе с императором.

Картину нравов дворянского общества Лермонтов нарисовал и в «Маскараде». Примечательно, что Лермонтов назвал маскарадом всю пьесу, а не только сцену, в которой изображается костюмированный бал у Энгельгардта.

Название пьесы символично: вся жизнь действующих лиц предстает перед нами как пестрый, стремительный, полный интриг и обманов, скрытых пороков и преступлений, внешне изысканный и блестящий, но пустой и утомительный маскарад.

Только надев маски на лица, её герои осмеливаются обнажить свои тайные мысли и чувства и, хотя бы на время, стать самими собой. «Под маской, - говорит Арбенин, - все чины равны, у маски ни души ни званья нет… И если маскою черты утаены, то маску с чувств снимают смело». Настоящий, подлинный маскарад наступает у них после того, как с лиц сброшены маски.

Лицемерие, притворство, зависть, клевета, интриги – таковы черты «нормального» состояния, в котором эти люди находятся в действительной жизни. В образе Арбенина отражены раздумья поэта о сильных сторонах своевольного героя, бросающего вызов всему обществу, и одновременно обозначены его нравственные слабости.

Гегель пишет, что в этих коллизиях главным является то, что человек вступает в борьбу с чем-то в себе и для себя нравственным, истинным, святым, навлекая на себя возмездие с его стороны. [3] Так «гордый ум» Арбенина изнемог в конфликте со светом и собственными представлениями, внушенными той же порочной средой.

Арбенин двойственен. Он и жертва и преступник. Автор и сочувствует и осуждает его. И всё-таки «высокое» злодейство героя – индивидуалиста снижено до обычного преступления, ибо Арбенин не знает других законов. Раз в жизни Арбенин поступил не «по - Арбенински» и жестоко поплатился. Раз в жизни человека мне чужого, Рискуя честию, от гибели я спас. А он – смеясь, шутя, не говоря ни слова, Он отнял у меня всё, всё – и через час.

Арбенин тяжко страдает. Но причина его страданий – те же законы морали, которые он сам исповедовал и которым следовал до того, как, встретил Нину, «снова воскрес для жизни и добра». Но теперь эти законы обращаются против него, и он, быть может впервые, на самом себе почувствовал всю их губительную силу. В результате Арбенин карает невинную жену. Когда он узнает об этом, то оказывается не в силах вынести превращение из романтической жертвы и мстителя в заурядного убийцу. «Ошибка» его зависит во многом от неверия в естественные чувства, которые свойственны Нине и которые она сохранила вопреки светскому окружению.

Детская наивность, чистота, от души идущие, нежность и любовь, доброе сердце и светлый ум, чуждый условностей и расчетов – всё это образует характер, противостоящий Арбенину и контрастный ему. Такой характер выступает мерой оценки героя – индивидуалиста.

Арбенин превращается из жертвы в злодея, а Нина из преступницы, в глазах Арбенина в невинную жертву. «Коллизия - ситуация, которая в своем понятии заключает своеобразное затруднение ». [4] Так волею обстоятельств и интриги Арбенин подозревает Нину в измене.

Состояние дисгармонии порождает отношения, которые не могут существовать длительно, они нуждаются в преобразовании.

Гегель пишет, что коллизия нарушает гармонию и заставляет единый в себе идеал перейти в состояние разлада и противоположности. [5] Через любовную коллизию проясняется двойственность Арбенина. Это и проверка Арбенина. На чьей он стороне – добродетели или зла.

Конфликт поколений захватывает сферу личных отношений Арбенина с Ниной. Этот конфликт на каждом шагу Арбенин подчеркивает: Нина «слишком молода», он «сердцем слишком стар». Углубление и расширение конфликта идет за счет прошлого. В прошлом в душе Арбенина совершился переворот - после его встречи с Ниной, и теперь в настоящем, решается вопрос: насколько прочен, устойчив, качественно необратим этот переворот? Казарин в этот переворот не верит и торжествует: «Ты наш». Но между ними огромная дистанция – духовная, интеллектуальная. Для Казарина «Ты наш» - возвращение к карточному столу, для Арбенина – «былого нет и тени» - прямое отречение от недавнего прошлого и от тех нравственных ценностей, которые внесла в его жизнь Нина. Жизнь теряет для него смысл.

Прошлое искушает Арбенина: выдержит ли.

Арбенин окончательно погружается в прошлое – в «нестерпимые, но сладостные дни », делает его своей сегодняшней явью: разрывает краткий свой союз с Ниной. «Действие предполагает обстоятельства, ведущие к коллизиям, к акции и реакции». [6] Реакция это трагическая развязка конфликта.

Арбенин поверил «обществу», а не своей жене. Нина умирает. «Завистливый и злой» свет погубил её счастье с Арбениным. Можно подумать, что Арбенин проиграл свету.

Поединок гордого, независимого человека, который мог сказать о себе: «ничем и никому я не был в жизнь обязан» - закончился поражением: Беги, красней, презренный человек, Тебя, как и других, к земле прижал наш век… Но Арбенин не бежал, не сдался, и пока силы зла не потушили в нем разум, никто и ничто не смогло поставить его на колени.

Развязка внутреннего душевного конфликта наступает, когда Звездич и Неизвестный приходят в его дом, чтобы завершить давно задуманную месть. Не понадобились ни шпаги, ни пистолеты.

Арбенин стоит перед ними на коленях – не у дуэльного барьера, а у черты безумия. И этот гордый ум сегодня изнемог! Этими словами Неизвестного словно бы подводится черта под неравной борьбой сильного, смелого, но бесконечно одинокого человека, не пожелавшего «гнуться и преклоняться» перед жестокими законами века.

Дважды в пьесе возвращается Арбенин к своим несбывшимся мечтам: первый раз в беседе с Казариным, второй – в объяснении с Ниной перед её смертью. В чём обвиняет он Нину? «Быть может, я б успел небесные мечты осуществить, предавшися надежде, и в сердце б оживил все, что цвело в нем прежде, - ты не хотела, ты! » Какие мечты хотел осуществить Арбенин, найдя себе счастье и успокоение в любви к Нине? Что это за намёки и «недоговоренности»? Эти арбенинские признания не прояснены до конца в пьесе, их смысл Лермонтов оставляет нераскрытым. Важно понять, что за этими «недоговоренностями» скрыто не только глубоко личное, интимно – душевное, но и большое социальное содержание, что трагедия Арбенина заключает в себе нечто такое, что выходит за рамки его личной судьбы.

Литература 1. 2. Коллизия.

Конфликт // Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. Т. 3. М., 1966. С. 656-658, 716. 3. Лермонтов М. Ю. Маскарад. 4. Эйхенбаум Б. Драмы Лермонтова // Эйхенбаум Б. Статьи о Лермонтове. М.-Л., 1967. [1] Коллизия.

Конфликт //Краткая литературная энциклопедия: В 9т. Т. З. М., 1966. [2] Б. М. Эйхенбаум.

Статьи о Лермонтове. Стр. 215. [3] Гегель.

Эстетика: В 4 т. Т. 1. М., 1968. [4] Гегель.

Эстетика: В 4 т. Т. 1. М., 1968 [5] Гегель.

оценка гаража в Смоленске
оценка стоимости склада в Курске
оценка машин и оборудования в Твери

Подобные работы

Николай Васильевич Гоголь (1809-1852)

echo "Невозможно переоценить то влияние, которое Гоголь оказал на русскую, да и на мировую литературу . Достоевский, говоря о себе и своих литературных современниках, сказал, что все они «вышли из «Ши

Иван Андреевич Крылов (1768–1844гг.)

echo "Встречаются в этих сборниках и заметные образцы демократической сатиры, такие, как «Разговор о суде в кукушке»— злая пародия на судопроизводство, или стихи семинарского поэта Федора Модестова: Е

Родина и народ в творчестве Н.А. Некрасова

echo "Краткий анализ стиха «Колыбельная песня». ……………………………………………………………………………………16 5. Некрасов и Белинский………………………………………………………16 6. Использованная литература…………………………………………….19 1.Биографическая спра

Детство Пушкина

echo "Будущий поэт в раннем детстве приводил в отчаяние своих светских рлдителей . Его насильно заставляли бегать и играть со свертснпиками . Еще в детстве между ним и продителями возникла та сухость

Т.Гарди, "Тэсс из рода д'Эрбервиллей" (героиня, конфликт, композиция)

echo "Острота момента и близость писателя к народу отразились в той страстности и убедительности, с какой он говорит о трагедии простого человека как о типическом явлении, в резком столкновении добра

Александр Сергеевич Пушкин (лицейские годы поэта)

echo "Именно Лицей в какой-то мере стимулировал литературные занятия Пушкина. Когда Пушкину исполнилось 12 лет, родители решили отдать его для продолжения образования в какое-либо учебное заведение. К

Лекции по курсу "Введение в языкознание"

echo "Существует несколько направлений, по которым идет развитие языка. 1. От сложного к простому 2. Стремление социальной элиты изменить язык, чтобы обособить себя от массы. Массы в свою очередь копи

Стилистические фигуры и тропы

echo "Весьма важна ритмическая функция Р.. Р. отмечает звуковым повтором клаузулы (стиховые окончания), подчеркивая междустрочную паузу: Отдымился пот вчерашний, Высох пот, металл простыл, От окопов п

© 2011-2012, o