Внимание! diplom-land.ru не продает дипломы, аттестаты об образовании и иные документы об образовании. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.

Заказать курсовую работу

  8-800-835-76-85

Развитие психики человека и животного по А.Н. Леонтьеву

Социальная защищенность таможенных органов

Однако силу несовершенства известных экономических законов производства, распределения обмена и потребления человек вынужден испытывать определенные неудобства, а иногда и страдать: от нехватки и нево

Анализ инвестиционной привлекательности предприятий в отраслевом разрезе. Пути её повышения

Приводятся различные классификации отраслевых комплексов. В работе дается анализ мировой практике повышения инвестиционной привлекательности, предлагается методика оценки инвестиционной привлекательно

Глобальные и локальные сети

Однако стоимость кабельной сети на его основе высока, и поэтому он не нашел пока широкого распространения в локальных сетях. В основном локальные компьютерные сети создаются на базе «тонкого» кабеля и

Что такое лес?

Современные естественные леса прошли долгий путь становления и развития. На протяжении многих веков в лесу подбирался определённый состав растений, способных к совместному существованию. Время от врем

Иностранная интервенция на Европейском Севере России

Особый интерес представляют работы последнего периода, посвященные этой теме, по той причине, что значительная часть опубликованных в довоенные годы изданий была закрыта для исследователей. Кроме того

Развитие Я-концепции в подростковом возрасте

Развитие Я-концепции. Особенности личности подростка. Введение. Одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст. В этот период происходит коренная перестройка ран

Ответы на экзаменационные вопросы по ценообразованию (МАДИ)

Издержки предприятия – это денежное выражение использования производственных факторов для выпуска и реализации продукции. 2. Какие виды издержек бывают. В рыночной экономике различают явные (бухгалтер

Борис Петрович Шереметев

Многие архивные документы свидетельствуют о том, что основателем рода является Кобыла. А фамилия произошла от прозвища Шеремет, которое носил его предок в XV в. Род Шереметевых, начиная с XVI века, по

Скачать работу - Развитие психики человека и животного по А.Н. Леонтьеву

Общность психики же отрицали до 19 века. В чём же дело? Прежде всего, какова история развития психики человека и животного.

Психика - свойство высокоорганизованной материи мозга субъективно отражать действительность. Как и всякое явление в природе, психика имеет свою историю развития и законы, по которым это развитие происходило.

Развитие было долгим, оно приошло длинный путь от низших и, следовательно, примитивных форм до высших совершенных.

Существуют 2 истории развития психики: 1) филогинез - историческое развитие (охватыет весь процесс эвалюции вида, более глобальная); 2) онтогинез - развитие от рождения и до смерти вида, более конкретная и короткая для определённой особи); Рассмотрим исторические ступени развития психики.

Психика развивается по биологическим законам, т.е. развитие идёт по ступеням усовершенствования.

Элементарная сенсорная психика. Этот первый этап развития психики представил русский психолог А.Н.Леонтьев. Как представляется мир для нас с вами? Мы его видим как совокупность различных предметов и их отношений друг к другу. А животные, обладающие элементарной сенсорной психикой представляют мир лишь в виде таких и только таких свойств и элементов, от которых непосредственно зависит удовлетворение их жизненных потребностей. На низшем этапе эволюции такому уровню отражения действительности сетевидная (как у кишечнополостных) нервная система, а на высшем - ганглиозная (узловая, как у насекомых). В качестве примера рассмотрим поведение паука. На первый взгляд оно кажется наблюдателю настолько осмысленным и совершенным (паук плетёт паутину, терпеливо поджидает жертву, опутывает её и затем съедает), что приходится лишь восхищается его способностям. Но эту точку зрения легко опровергнуть.

Бросим в паутину маленький камушек. Паук, почувствовав вибрацию сети, немедленно отправляется к «жертве», опутывает её паутиной и пытается съесть. Этот опыт можно продолжать до бесконечности - пока камушки или что-то иное вызывает колебания паутины, паук каждый раз будет искать «жертву» и пытаться с ней расправиться. Мы наблюдаем абсолютно бессмысленное поведение паука. Т.е. психика паука работает по элементарной схеме: в ответ на конкретный раздражитель непосредственно следует конкретная реакция, специально «запрограммированная» для ответа на этот раздражитель. Здесь мы имеем дело с инстинктивным поведением, которое зародилось на этом этапе развития и является для него основным.

Перцептивная (воспринимающая) психика. На этой стадии животные видят мир в форме образов целостных вещей и их соотношений друг к другу. Этот уровень развития требует достаточного развития центральной нервной системы.

Наряду с инстинктами, основную роль начинают играть определённые навыки, усвоенные в период жизни особи. На высших этапах развития можно уже говорить о простейшем интеллекте.

Инстинкты . На данном и предыдущем этапах они играют определяющую роль в поведении животного.

Какими бы сложными не казались нам инстинкты, их основной и неисправимый недостаток в том, что срабатывают они талько тогда, когда соблюдены в определённом порядке все внешние условия.

Животные не могут рассмотреть и среагировать на целостную ситуацию, они способны произвести элементарный анализ отдельных её элементов. В зависимости от результата активизируются инстинкты.

Инстинкт - автоматическое поведение, целесообразное в определённых условиях.

Навыки. Известно, что инстинкты основаны на безусловных рефлексах.

Навыки же основываются на приобретенных, условных рефлексах.

Окружающая среда постоянно подбрасывает животному различные неожиданные задачи. Для их решения нужно добавить к «встроенным» в психику «программам» новые, выученные, основанные на собственном жизненном опыте.

Навыки позволяют значительно расширить спектр ситуаций, на которые животное может более или менее успешно реагировать. Но и навыки не лишены недостатков.

Животные приобретают их слишком медленно, за это время ситуация может изменятся многократно и животным придётся переучиваться. А если такой возможности не представится - смерть.

Интеллект. Как выглядит интеллектуальное поведение обезьян очень наглядно описал немецкий учёный В.Келер. Опыты, проведённые им неоднократно повторялись, уточнялись и совершенствовались, поэтому их результаты достаточно точны и серьёзных сомнений не вызывают. Итак, на потолке клетки с шимпанзе подвешен банан так, что шимпанзе не может никак дотянуться или допрыгнуть до банана. Она довольно быстро прекращает бесплодные попытки и пытается найти другой способ решения поставленной задачи. В клетке имеется ящик.

Подумав, обезьяна переставляет ящик под банан, взбирается на него и с лёгкостью достаёт пищу.

Проведено большое количество подобных опытов, во всех случаях мы наблюдаем одну и ту же концепцию рассудочного поведения: 1) отсутствие длительных безрезультатных действий; 2) после обнаружения верного решения вся операция проходит как единый целостный акт; 3) найденное решение потом всегда применяется в аналогичных случаях; 4) животные действуют подобным образом не только на экспериментах, но и в их естественных условиях; Леонтьев назвал такую деятельность двухвазной: сначала идёт процесс подготовления (1 фаза), затем процесс осуществления (2 фаза). Этим подтверждается вывод Леонтьева и Фабрина о том, что уровень развития психики можно определять по уровню развития органов манипулирования с предметами.

Естественно, что шимпанзе с более развитыми передними конечностями гораздо быстрее додумается применить предмет для осуществления своей цели, чем суслик, собака или лошадь.

Главные отличия даже самых сообразительных обезьян от первобытных людей состоит в следующем: 1) животные используют орудия, случайно попавшиеся на глаза; 2) они не предвидят и не планируют их использование в будущем; 3) использованное в данной сутуации орудие теряет всякое значение в любой другой ситуации; 4) животные не сохраняют использованных орудий, они лишь накапливают навыки пользования ими; Итак, остановимся на этом при анализе развития психики животного. Можно сделать вывод, что даже самая наисообразительнейшая обезьяна никогда (во всяком случае в обозримом будущем) не смастерит себе ножа, не будет носить его с собой и не построит дом. Т.е. ни одна обезьяна не станет человеком и из-за несовершенства развития нервной системы и психики не приблизится сколько-нибудь заметно к уровню развития человека. Это, с моей точки зрения, ставит под сомнение теорию Дарвина о происхождении человека от обезьяны. Но, вернёмся к развитию психики человека. Хотя возникновение человеческой психики является частью развития животного мира, психика человека существенно отличается от психики животного.

Ведущую роль в развитии человеческой психики играют не биологические, а социально-общественные закономерности. Здесь мы подошли к самому важному вопросу: как возникла высшая форма отражения действительности - селовеческое сознание.

Сознание - высшая интегрирующая форма психики, результат исторических условий, сформированный при постоянном общении с другими людьми и труде.

оценка самолета в Москве
оценка стоимости ноу хау в Калуге
оценка для наследства в Туле