Внимание! diplom-land.ru не продает дипломы, аттестаты об образовании и иные документы об образовании. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.

Заказать курсовую работу

  8-800-835-76-85

Теория Якобинской диктатуры

Драма Океана

Первобытные воды, по-видиму, были очень мрачными; отзвуки этого мы находим в легендах об океане после образования земли. Так, северные народы считают океан широкой рекой: «Если пуститься по этой реке

Маркетинг

Предприятия-производители и экспортеры рассматривают маркетинг как средство для достижения целей, фиксированных на данный период по каждому конкретному рынку и его сегментам, с высшей экономической эф

Развитие творческих способностей одаренных детей в системе начального образования

Главная цель, которая раньше определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, воспитание людей, владеющих основами наук сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на вос

Внешняя политика Петра I

Известно, что после возвращения из путешествия были созданы такие органы, как ближая канцилярия. Новая палата вводила новое летоисчесление (от Рождества Христова), связательное ношение европейского пл

Контрольная работа по финансовому менеджменту

Задача №2 Провести оценку эффективности двух инвестиционных проектов А и Б по критерию IRR , по которым требуются одинаковые первоначальные затраты в 50000 рублей. Предполагаются различные во времени

Бухгалтерский учет (шпаргалка, 3 курс)

Последовательность применения учетной политики - состоит в том, что принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. Условия изменения учетной политики - изменение уч

Кто есть кто на банковском рынке

Динамика процентных ставок, объемы сделок ликвидность рынков - все это зависит от поведения банков данной группы. Во-вторых, клиенты этих банков - крупнейшие промышленные и внешнеторговые предприятия

Культура Византии после Крестовых походов

Доминика в Константинополе, где в 1252 г. монахом Барто-ломеем было составлено полемическое произведение 'Против ошибок греков'. Одновременно византийская культура стала оказывать влияние и на просвещ

Скачать работу - Теория Якобинской диктатуры

Историография имеет свою судьбу, она задавала и задает Французской революции свои вопросы. Во-первых, упрощенное прямолинейное применение принципа классового подхода к изучению и осмыслению Французской революции.

Поскольку революция была буржуазной, на первый взгляд выдвигался критерий «буржуазной ограниченности». Второе , надо отметить – над советской историографией Французской революции с момента ее становления довлела прямая или мысленно подразумевавшаяся аналогия с Октябрьской революцией (при том , что неизменно подчеркивалась их противоположность). Третья особенность историографии Французской революции, тесно связанная с предыдущей – привилегированное место, которое занимали в ней якобинский период , сами якобинцы и якобинизм. Здесь , несомненно, работали отмеченные выше аналогия с Октябрьской революцией , а также и восходящая к началу века аналогия между якобинцами и большевиками .Естественно, такой подход диктовал чрезвычайно высокую историческую оценку якобинской диктатуры (критике подверглась, в основном, «классовая ограниченность» якобинцев, их приверженность идее неприкосновенности частной собственности), делая из якобинской республики точку отсчета , критерий для оценки других политических течений и периодов революции.

Важным для историографии Французской революции является также расширение и обновление проблематики исследований.

Изучали Французскую революцию почти исключительно «снизу» и «слева» , это направление исследований отнюдь не утратило своего значения. «За кадром» историографии оставались некоторые капитальные проблемы революционной истории.

Совсем или почти совсем не изучали «верхи» общества той эпохи - дворянство и буржуазию ; но возможно ли без обращения к этой проблематике выработать целостное понимание революции , которую мы рассматриваем как антифеодальную и буржуазную? Вне поля зрения наших историков оставался весь лагерь контрреволюции , неоднородный и очень противоречивый в плане политическом.

Последний вопрос – проблема якобинской диктатуры. Сама проблема по себе не нова , но в разное время и разными людьми она решалась не одинаково. Для абсолютного большинства само понятие «диктатура» ассоциировалось в первую очередь с ликвидацией демократических завоеваний , с гибелью республики. Эта реальная опасность военной , военно - политической диктатуры, которая так часто подстерегает революцию , определяла во многом и отношение к революционной диктатуре , слишком часто сводимой лишь к насилию , к террору , т.е. к той стороне ее , которая слишком часто оказывается обременена самыми тяжкими последствиями. В период Французской революции , когда само слово «диктатура» звучало более чем грандиозно , когда обвинение политических противников в стремлении к диктатуре было одним из наиболее распространенных и в то же время одним из самых страшных. Уже непосредственно в период якобинской диктатуры Максимилиан Робеспьер объясняя необходимость ее в докладе (25 декабря 1793г) : «Цель конституционного правительства - сохранить республику ; цель революционного правительства – создать её. Революция это война свободы против её врагов , конституция это режим победоносной и мирной свободы.» * Размышляя о значении якобинской диктатуры в контексте структурных изменений, происшедших во Франции на рубеже Х VIIIXIX вв., русский историк Кареев писал: «Не создав ничего нового, союз якобинцев и санкюлотов содействовал лишь спасению того социального строя, который был уже создан Учредительным собранием и окончательно консолидирован империей Наполеона» * * В истории Западной Европы есть строки: «Якобинцы были не только партией, они были сектой, отдельные члены которой являются как вылитыми в одну форму – с одними и теми же идеями в голове, одними и теми же словами на устах, с одними и теми же манерами, с общим всем им фанатизмом, с каким именно они относились к своему политическому догмату, стоящему выше разума и не допускающему никаких сделок с противоположными или отличными от него началами жизни и мысли» * * * . Представление о «якобинце» как особом психологическом типе, фанатическом приверженце определенных догм побуждало Кареева толковать этот термин ограничительно. Он склонен был считать «подлинным якобинцем» только Робеспьера.

Изложенная в работах Н.И. Кареева трактовка якобинской диктатуры позволяет сделать вывод о том, что в чрезвычайных условиях 1793-1794 гг. к власти во Франции пришли люди, идеологические представления и психические особенности которых наиболее соответствовали целям построения «государственной казармы». В трудах Н.И. Кареева история сохраняет и функцию «наставницы жизни». Размышляя умудренного знаниями мировой истории и личным опытом ученого об опасности доктрин, ущемляющих гражданские свободы и оправдывающие режим чрезвычайщины, попрежнему поучительны и актуальны. * Робеспьер М. Изб.

Произвед. Т.3 М., 1965,с.91 * * Кареев Н.И. История Западной Европы Т.3. с.588 * * * Кареев Н.И. История Западной Европы Т.3. с. 583 Основная часть. ГЛАВА 1. Якобинская диктатура и Конституция 1793 года.

Якобинцы пришли к власти в очень тяжелый для Франции момент. Их вынесла волна народного протеста против власти жирондистов, которые не смогли, да и не хотели действовать быстро и решительно в интересах народных масс, в интересах спасения и развития революции. Но и буржуазные демократы – якобинцы не сразу предприняли необходимые действия в этом направлении. Для этого понадобились сдвиги в расстановке классовых сил в стране, слияние (хотя бы временное и не полное) различных потоков народного движения, существенное изменение взглядов самих якобинцев. Сразу же по приходе к власти якобинцы пошли на встречу требованиям крестьянства.

Декретом 3 июня Конвент установил льготный порядок продажи конфискованных земель эмигрантов малоимущим крестьянам – мелкими участками с рассрочкой платежа на 10 лет. Через несколько лет Конвент декретировал возвращение крестьянам всех отнятых помещиками общинных земель и порядок раздела общинных земель поровну на душу населения по требованию трети жителей общины.

Наконец, 17 июля, осуществили главные требования крестьянства, Конвент принял постановление о полном, окончательном и безвозмездном уничтожении всех феодальных прав, повинностей и поборов.

Феодальные акты и документы подлежали сожжению, а хранение их наказывалось каторгой.

Крестьянство после новых аграрных законов решительно перешло на строну якобинской революционной власти.

Крестьянин – солдат республиканской армии дрался теперь за свои кровные интересы, которые слились воедино с великими задачами революции. В этих новых экономических и социальных условиях и заключался в конечном счете источник замечательного мужества отваги армий Республики, героизма, поражавшего современников и оставшегося навсегда памятным в сознании народов. С такой же революционной решительностью и быстротой якобинский Конвент принял и представил на утверждение народа новую Конституцию.

Якобинская Конституция 1793 года делала большой шаг вперед по сравнению с Конституцией 1791 года. Это была самая демократическая из буржуазных конституций XVIII – XIX вв. В ней нашли отражения идеи Руссо, которыми так увлеклись якобинцы.

Конституция 1793 года устанавливала во Франции республиканский строй.

Высшая законодательная власть принадлежала Законодательному собранию, избираемому всеми гражданами ( мужчинами ) достигшим 21 год; важнейшие законопроекты подлежали утверждению народом на первичных собраниях избирателей.

Высшая исполнительная власть предоставлялась Исполнительному Совету из 24 человек; половина членов этого Совета ежегодно подлежала обновлению.

Принятая Конвентом новая Декларация прав человека и гражданина объявляла правами человека свободу, равенство, безопасность и собственность, а целью общества - «всеобщее счастье». Свобода личности, вероисповедания , печати, подати петиций, законодательной инициативы, право на образование, общественную помощь в случае нетрудоспособности, право на сопротивление угнетению – таковы были демократические принципы, провозглашенные Конституцией 1793 года.

Конституция была поставлена на утверждение народа – первичных собраний избирателей – и одобрена большинством голосов . Ожесточенная классовая борьба заставила, однако, якобинцев отказаться от практического осуществления Конституции 1793 года.

Крайняя напряженность внешнего и внутреннего положения Республики, сражавшейся с многочисленными и непримиримыми врагами, необходимость организовать и вооружить армию, мобилизовать весь народ, сломить внутреннюю контрреволюцию и искоренить измену – всё это требовало крепкого централизованного руководства. ГЛАВА 2. Комитет Общественного спасения.

Реорганизация армии и ход войны.

Революционный календарь. Ещё в июле Конвент обновил созданный ранее Комитет Общественного спасения.

Дантон, игравший до этого руководящую роль в Комитете и всё более проявлявший примиренческое отношение к жирондистам, был отстранен. В состав Комитета в разное время были выбраны обнаруживший непреклонную волю к подавлению контрреволюции Робеспьер и полные революционной энергии и смелости СенЖюст и Кутон.

Выдающийся организаторский талант в создании вооруженных сил республики проявил избранный в Комитет крупный математик и инженер Карно.

Фактическим руководителем Комитета Общественного спасения стал Робеспьер.

Воспитанный на идеях Руссо, человек твердой воли и проницательного ума, неустрашимый в борьбе с врагами революции, далекий от всяких личных корыстных расчетов, Робеспьер – «неподкупный», как его прозвали, приобрел огромный авторитет и влияние, стал на деле вождем революционного правительства.

Комитет Общественного спасения, подотчетный Конвенту, превратился под руководством Робеспьера в главный орган якобинской диктатуры; ему подчинялись все государственные учреждения и армия; ему принадлежало руководство внутренней и внешней политикой, делом обороны страны.

Большую роль играл также реорганизованный Комитет общественной безопасности, на которой возложена была задача вести борьбу с внутренней контрреволюцией.

Конвент и Комитет Общественного спасения осуществлял свою власть при посредстве комиссаров из числа депутатов Конвента, которые направлялись на места с чрезвычайно широкими полномочиями для подавления контрреволюции и реализации мероприятий революционного правительства.

Комиссары Конвента назначались и в армию, где они проводили огромную работу: заботились о снабжении войск всем необходимым, контролировали деятельность командного состава, беспощадно расправлялись с изменниками, руководили агитацией и т.д.

Большое значение в системе революционно – демократической диктатуры имели местные революционные комитеты. Они следили за выполнением директив Комитета Общественного спасения, вели борьбу с контрреволюционными элементами, помогали комиссарам Конвента в осуществлении стоявших перед ними задач.

Видную роль в период революционно –демократической диктатуры играл якобинский клуб с его разветвленной сетью отделений – провинциальными клубами и народными обществами.

Большим влиянием пользовались также Парижская коммуна и комитеты 48 секций Парижа. Таким образом, сильная централизованная власть в руках якобинцев сочеталась с широкой народной инициативой снизу.

Мощное движение народных масс, направленное против контрреволюции, возглавлялось якобинской революционно-демократической диктатурой . К лету 1793 года силы антифранцузской коалиции выросли во много раз.

Промышленность и финансы Англии, её флот и многие армии европейских стран были использованы против революционной Франции. Чтобы выстоять и победить, Франции требовалось военная сила, техника, хотя бы минимальное обеспечение армии всем необходимым, а также уверенность в справедливости войны, сила духа и революционный подъем. Для большей согласованности действий старых линейных частей, которые составляли армию до революции, с волонтерскими войсками, менее обученными и дисциплинированными, надо было слить воедино всю армию.

Комитет Общественного спасения провел «амальгаму», т.е. соединение линейных полков с волонтерскими.

Волонтерские части подняли дух всей армии.

Многие из волонтеров горячо поддерживали якобинцев. «Мир хижинам, война дворцам» – главный лозунг французской армии. В течении 1793 года в период якобинской диктатуры обострилась борьба с католической церковью как оплотом реакции. По всей Франции осенью 1793 года проводилась «дехристианизация». Священников заставляли отказываться от сана, закрывали церкви.

Коммуна Парижа в ноябре 1793 года запретила католическое богослужение. Эти меры использовали враги Франции для контрреволюционной агитации, и через месяц Конвент, учитывая недовольство крестьян, принужден был принять декрет о свободе культов.

Наиболее левые группировки, особенно последователи Эбера, так называемые эберисты, проводя « дехристианизацию», весьма активно вводили «культ Разума», стремясь заменить старые религиозные праздники новыми, устраивая торжественные шествия, процессии, поклонения Разуму, который представляла актриса в лазоревом одеянии. В октябре 1793 года Конвентом был принят революционный календарь, который просуществовал сравнительно долгий срок. Лишь в 1806 году по приказу Наполеона он был заменен старым католическим календарем.

Началом эры считался 1792 год – первый год республики. Год начинался с 22 сентября – со дня осеннего равноденствия. Все двенадцать месяцев были по 30 дней ( три декады). Названия месяцев , так же как и дней, были связаны с природой. Осень : вандемьер ( сентябрь – октябрь ) – месяц сбора винограда , брюмер ( октябрь - ноябрь ) - месяц туманов , фример ( ноябрь – декабрь ) – изморозь. Зима : нивоз ( декабрь – январь ) - снег , плювиоз (январь – февраль ) - дождь , вантоз (февраль – март) - ветер . Весна : жерминаль (март – апрель ) – прорастание , флореаль (апрель – май ) – цветы , прериаль (май – июнь ) – луга.. Лето : мессидор ( июнь – июль ) – жатва , термидор ( июль – август ) - жара , фрюктидор ( август – сентябрь ) – плоды . Дни стали называться днем пчелы , днем ласточки и т. д. Дни года не вошедшие в месяцы , назывались санкюлотидами . По окончании сбора урожая , в дни санкюлотид устраивался всеобщий праздник. ГЛАВА 3. Борьба внутри якобинского блока.

Якобинцы не были однородной группировкой. Они представляли собой блок различных в классовом отношении сил: демократическую буржуазию ( среднюю и мелкую ), городское плебейство и большую часть крестьянства . В период военных неудач , в период борьбы против власти жирондистов якобинцы были сплочены , они боролись против общего своего врага. « Снисходительные» или умеренные ( как тогда называли дантонистов ), а также народные низы – участники секций и Парижской Коммуны - санкюлоты некоторое время поддерживали основное ядро якобинского блока - робеспьеристов.

Группа робеспьеристов твердо стояла за республику , стремясь к ограничению чрезмерного богатства и ликвидации крайней нищеты.

Робеспьер и его сторонники стремились не к уравнению имущества , а ко всеобщему политическому равенству. « Мы никогда не претендовали на равенство имуществ , а считаем необходимым равенство прав и счастья .» * Эта мысль , высказанная Робеспьером в мае 1793 года, много раз и в разных вариантах им повторялась . Представители городских секций и Коммуны , категорически требовали таксации на предметы первой необходимости , беднейшее крестьянство хотело раздела крупных ферм . Противоречия в якобинском блоке имели место и раньше , но с особенной стали проявляться с осени 1793 года.

Руководители Парижской Коммуны , деятели секций Парижа требовали защиты интересов бедноты . Наиболее ярким их представителем был Шометт , который , как и большинство революционных деятелей , был молод (26 лет) и с самого начала пытался влиять на якобинскую диктатуру в интересах беднейшего населения.

Крайним противником «снисходительных» был Эбер . Эберисты выступали против католической церкви , ратовали за строжайшую борьбу со спекуляцией и выполнения максимума , требовали раздела крупных ферм и имущества «подозрительных». Под влиянием левых в конце февраля 1794 года были приняты «вантозные декреты» о бесплатном разделе имущества «подозрительных» (врагов революции ) между неимущими.

Якобинцы пошли на это , так как раздел должен был увеличить число собственников из неимущих и тем самым расширить круг людей , поддерживающих якобинскую диктатуру. Но эти декреты натолкнулись на остро враждебное отношение многих членов Конвента и правительственного аппарата и не были проведены в жизнь . Эберисты стали еще более активно критиковать якобинцев и призвали к восстанию . Эбер и эберисты рассчитывали в борьбе против Робеспьера на помощь Коммуны , но Шометт и другие заявили протест против призыва к свершению якобинской власти . Однако же робеспьеристы сочли виновных всех тех , кто был левее их . Робеспьер не видел и не хотел видеть иных левых сил , кроме правительства , возглавляемого им самим . Эбер , Шометт и многие другие левые были арестованы . 24 марта 1794 года были казнены 14 человек и среди них Эбер . 13 апреля был казнен Шометт . Этот враждебный по отношению к санкюлотам акт лишил якобинское правительство значительной опоры левых сил . Через неделю после казни эберистов Комитет общественного спасения и Комитет общественной безопасности постановил арестовать Дантона , Камилла Демумна и их единомышленников.

Друзья Дантона , узнав об этом , предложили ему бежать , но он ответил ставшей впоследствии крылатой фразой : «Разве можно унести отечество на подошве башмаков». * Дантона и дантонистов обвинили в заговоре в пользу монархии , в стремлении свергнуть республику и уничтожить Конвент . Вместе со сторонниками Дантона судили и других людей за различные преступления - всего 16 человек . На суде дантонисты не стали защищаться , а нападали на Конвент общественной безопасности . Суд продолжался три дня , с 2 по 4 апреля 1794 года. 5 апреля Дантона и его единомышленников гильотинировали . После расправы с «бешеными» , эберистами и другими левыми а также с дантонистами власть Робеспьера и его группы , казалось возросла . Но на самом деле связей с народом стало меньше , круг единомышленников сузился . Тогда , понимая это , Робеспьер попытался укрепить свое влияние при помощи новой «гражданской» религии , проповедуемой ранее левыми . Он отвергал как католицизм , так и атеизм и насаждал культ Верховного существа природы . Робеспьер хотел вокруг Верховного существа объединить все революционные элементы Франции . Декрет о культе Верховного существа был принят 7 мая 1794 года , но ни народные массы , ни буржуазия не сочувствовали новому культу , он был искусственным и не мог быть долговечным . В мае – июне Комитеты усилили террор , но положение трудящихся города и деревни не улучшилось . Максимум не соблюдался . Расправившись с «бешеными» и остальными левыми , якобинцы порвали почти все связи с плебейским населением города и деревни . Вместе с тем новые богачи , скупившие земли во время революции , нажившиеся на спекуляции крупные промышленники тяготились ограничениями и контролем робеспьерской группы . Внешне власть Робеспьера и его влияние , казалось , не оспаривались никем , он был в зените своего могущества . Но остатки дантонистов , а также левых всё враждебнее относились к Робеспьеру , прорывались открытые выступления с обвинениями его в диктатуре и тирании . В мае 1794 года было совершено два покушения на Робеспьера. 18 флореаля ( 7 мая 1794 г.) Робеспьер выступил в Конвенте с одной из самых ярких своих речей. Он говорил об огромных преобразованиях, о величии революционной Франции, французского народа. «Французский народ как будто бы опередил на две тысячи лет остальной род человеческий. Мир изменился, он должен измениться ещё больше, Франция, эта чудесная, обласканная солнцем земля, создана для счастья и свободы.

Французы, будьте доблестны. На вас смотрит всё человечество.

Считайтесь только с благом общества и интересами человечества» * . Но в Конвенте уже не было большинства тех, кто разделял эти мысли или мог бы их разделить. «Человечество», «добродетель», «доблесть», «благо отечества», пуританизм и требование скромности в быту – все это уже не захватывало тех, кто остался в Конвенте. Сам Робеспьер жил там же, где и до революции, вел тот же образ жизни, как и раньше. Но большинство оставшихся в Конвенте членов не хотели такой жизни, и когда все более и более людей, получивших от революции политические права, а многие и богатство, стали противодействовать «апостолам равенства», оставшиеся у власти якобинцы во главе с «неподкупными» захотели смести с пути и этих противодействующих.

Однако же достижение эры всеобщего счастья все ещё оставалось далекими и призрачными.

Вместо казенных врагов появлялись все новые и новые. На гильотину было отправлено за это время в три раза больше людей, чем в предыдущем месяце.

Друзей становилось все меньше, а иные превращались во врагов. «Лига всех клик» – так называл Робеспьер блок всех враждебных сил, который всё увеличивался. Летом 1794 года Робеспьер не мог получить поддержки рабочих и городского плебейства. Все законы против рабочих сохранились. За создание рабочих организаций, за стачки рабочие предавались суду. На оружейных заводах рабочие находились почти на казарменном режиме.

Жестокими были и декреты о сельскохозяйственных батраках. В целом якобинская диктатура в последние месяцы своего существования потеряла почву под ногами.

Конкретные цели были достигнуты.

Интервенты были изгнаны из пределов Франции, с феодальными отношениями в деревне было покончено, опасность голода почти миновала.

Многие члены Конвента, а также Комитета Общественного спасения получили от якобинской диктатуры всё, что она могла им дать.

Теперь группа Робеспьера, куда входили Кутон, Сен-Жюст, брат Робеспьера Огюстен и др., стала тормозить дальнейшие планы многих якобинцев, которых пуританская жизнь и надежда на далекое будущее не прельщала, не удовлетворяла она и беднейшее население. 10 июня 1794 года Конвент по настоянию Робеспьера принял закон об упрощении судопроизводства, что должно было значительно усилить террор.

Недовольство этим законом подтолкнуло организацию заговора против Робеспьера Члены Комитета Общественного спасения, Комитета общественной безопасности, члены Конвента стали в центре заговора.

Учреждением, где Робеспьер и его группа почти не имели врагов, оставался якобинский клуб. 8 термидора (26 июля ) 1794 года после длительного перерыва Робеспьер произнес речь в Конвенте , в которой призывал обновить состав Комитетов . Речь его была грозной , он предупреждал о заговоре против республики , но не называл имен . Всем присутствующим стало ясно , что наступил решающий момент . Однако же Робеспьер и его группа не готовились к этой последней борьбе . С одной стороны , они понимали крайнюю опасность , с другой - надеялись на силу своего авторитета , на сложившуюся традицию подчинения . В то время как заговорщики всю ночь разрабатывали план завтрашнего заседания Конвента , Робеспьер пошел на свою квартиру и проспал до утра . Избежавшие кары дантонисты и близкие к ним депутаты Конвента , а также люди , близкие к эберистам , вступили в тайные связи с целью устранения Робеспьера и других руководителей Комитета общественного спасения . К июлю 1794 года в глубоком подполье возник новый заговор против революционного правительства . Главными организаторами были лица , боявшиеся сурового наказания за свои преступления : беспринципный , запятнавший себя хищениями и беззаконием в бытность комиссаром в Бордо Тальен : такой же вымогатель и взяточник Фрерон ; бывший аристократ , развратный циник и стяжатель Баррас ; лживый , ловкий , изворотливый Фуше , отозванный из Лиона за соучастие в преступных жестокостях и темных делах . В заговор оказались втянутыми не только многие члены Конвента , в том числе депутаты «болота» , но и некоторые члены Комитета общественного спасения ( например , близкие к эберистам Колло д Эрбуа и Билло – Варенн ) и Комитета общественной безопасности . Субъективные настроения и намерения отдельных лиц , участвовавших в заговоре , были различны , но объективно заговор этот носил контрреволюционный характер . Робеспьер и другие руководители революционного правительства догадывались о подготовлявшемся перевороте , но уже не имели сил предотвратить его . ГЛАВА 4. Контрреволюционный переворот 9 термидора. 9 термидора ( 27 июля 1794 года ) вновь собрался Конвент . Первым выступил Сен – Жюст и стал говорить о разногласиях , но его прервали заговорщики . Начался шум и крики . Члены заговорщицкой группы Тальен , Билло – Варрен и др. стали обвинять Робеспьера в узурпации власти и тирании . В разгар споров почти никому не известный депутат Муше предложил арестовать Робеспьера. На минуту воцарилась тишина, но затем большинство членов Конвента криками поддержали это предложение. Тогда брат М. Робеспьера Огюстен, его соратники и друзья – Леба, Кутон, Сен-Жюст предложили арестовать и их. Это немедленно было сделано.

Казалось, всё было кончено. Но Коммуна и Якобинский клуб, секции Парижа, узнав о происшедшем в Конвенте, ударили в набат, создали революционные комитеты, освободили арестованного Анрио – начальника Национальной гвардии и других.

Самого Робеспьера заговорщики прямо из Конвента повезли в тюрьму, но комендант тюрьмы отказался его принять в качестве заключенного, Робеспьера отвезли в полицейский участок, откуда его освободили национальные гвардейцы и переправили в здание мэрии; туда же привезли его друзей. Тем временем войска Национальной гвардии окружили Конвент, и заговорщики думали, что проиграли.

Робеспьеру предложили быть главнокомандующим войсками. Он медлил и не решался, Конвент же действовал. Была создана комиссия обороны, которая объявила Коммуну и группу Робеспьера вне закона.

Национальных гвардейцев (войска Коммуны), стоявших на площади у Ратуши, уговаривали разойтись и, т.к. ими никто фактически не командовал, они разошлись. В 2 часа ночи заговорщики двинули войска к мэрии, жандармы ворвались в здание, где заседала Коммуна.

Расправа началась сразу.

Выстрелом раздробили челюсть М. Робеспьеру.

Огюстен Робеспьер выбросился из окна, но остался жив. Леба застрелился.

Раненного Робеспьера перенесли в Конвент, где враги всячески издевались над ним в его последнюю ночь. Утром 10 термидора их всех, 22 человека мертвых и живых, гильотинировали. 11 термидора гильотинировали 70 членов Коммуны Парижа.

Кормило власти захватила прослойка буржуазии, получившая богатство во время революции.

Началась буржуазная контрреволюция. Со взлетом революции было покончено.

Несмотря на различие интересов и разнородность социальных стремлений якобинского блока, влияние низов города и деревни – санкюлотов, секций Коммуны на политику якобинцев было так значительно, что именно во время якобинской диктатуры были окончательно разорваны феодальные путы. «Историческое величие настоящих якобинцев, якобинцев 1793 года, состояло в том, что они были «якобинцы с народом», с революционным большинством народа, с революционными передовыми классами своего времени» * . Якобинцы выполнили свою историческую миссию : они помогли проложить путь капитализму, хотя и стремились к целям более высоким, к всеобщему благоденствию всего народа.

Содержание Введение ……………………………………….1-4 Основная часть. Глава 1 .якобинская диктатура и Конституция 1793 года……………………………………………….5-7 Глава 2 .Комитет общественного спасения……………………………………………………..8 Реорганизация армии и ход войны…………………….9 Революционный календарь…………………………10-11 Глава 3 . Борьба внутри якобинского блока………………………………………….12-17 Глава 4 . Контрреволюционный переворот 9 термидора…………………………………..18-19 Заключение ………………………………………. Список использованной литературы…………………… Заключение.

Французская революция XVlll века была действительно великой революцией. Она покончила с феодальным строем, с пережитками средневековья и прожила путь к развитию нового, прогрессивного для того времени строя – капитализма.

Великая французская революция покончила и с монархией, установила новый порядок, содействующий развитию, как экономики, так и общественной мысли, искусству, науке – всем областям материальной и духовной жизни французского общества.

Французская революция потрясла феодальный строй во многих странах.

Французская революция произошла почти на полтора столетия позже английской. Если в Англии буржуазия выступала против королевской власти в союзе с новым дворянством, опираясь на плебейские массы города и крестьянства. Для того времени буржуазия была смелым и прогрессивным классом. Она была гегемоном революции, но никогда не достигла бы таких успехов, если бы движущими силами не был французский народ, массы революционного настроенного городского плебейства и крестьян. Все победы во время революции, начиная со взятии Бастилии, были одержаны благодаря действиям народных масс.

Народные массы наложили отпечаток на все выдающиеся события революции; именно по их требованию и под их непосредственным нажимом были осуществлены революционные важнейшие акты и мероприятия.

Революция развивалась по восходящей линии, и наиболее смелых и действенных результатов она добилась в 1793 году во время якобинской диктатуры, когда влияние народных масс было наиболее сильным.

Именно благодаря участию в революции народных масс и их влиянию на её ход французская революция была буржуазно – демократической и имела такое огромное значение для последующих событий как во Франции, так и в других странах. “Буржуазно – демократическое содержание революции, это значит – очистка социальных отношений(порядков, учреждений)страны от средневековья, от крепостничества, от феодализма» Успехи французской революции привели к быстрому развитию капитализма и этим содействовали формированию и росту пролетариата.

Большинство выдающихся деятелей французской революции объективно служили буржуазии, создавали мир капитализма, но сами они были уверенны, что служат народу в интересах всеобщей свободы, равенства и братства.

Особый накал политической борьбы весной, летом и осенью 1795 года определялся, прежде всего, тем, что именно тогда конвент стал пересматривать основы государственного устройства Франции. Это, с одной стороны, вызвало ожесточенное противодействие сторонников якобинской конституции, а с другой, - позволило реалистам надеяться использовать ситуацию для осуществления своих планов захвата власти.

Термидорианцы решили отказаться от уже принятой, но не применявшейся Конституции 1793 года во многом потому, что она, провозгласив право народа на восстание, допускала легальную возможность прямого действия со стороны низших слоев населения, не предоставляя достаточных гарантий стабильности и собственности. Кроме того, в Декларации прав и в самой конституции содержалось немало статей, делающих её, с точки зрения термидорианцев, практически неприменимой (организация работы первичных собраний, усложненное утверждение законопроектов и т.д.) По их мнению, это была конституция, принятая, чтобы оправдать насильственный захват власти якобинцами.

Сохраняя право на восстание, она открывала дорогу любым мятежникам, которые захотят в будущем свергнуть установленный его режим.

Политики, вставшие во главе республики после 9 термидора, стремились как можно быстрее покончить с революционным способом управления страной. Они считали, что общество уже устало от мести лет революционных бурь и нуждается в спокойствии и стабильности. После переворота 9 термидора политические и идеологические течения оставались, по большей части, неорганизованными.

Якобинский клуб и его филиалы на местах были закрыты.

Единственным более или менее организованным проявлением оппозиции можно считать вандейский мятеж, но и его участники не придерживались единых взглядов, представляя собой сложный конгломерат как антиправительственных, так и антиреспубликанских построений.

Политических партий в современном смысле слова тогда, разумеется, не было, однако изучение переписки Конвента и публицистики позволяет выделить три хотя и неоформленных, но реально существовавших в обществе, крупных идейнополитических течений.

Центральное место занимали находившиеся у власти термидорианцы и их единомышленники называвшие себя, «патриотами 89-года». Они стояли на республиканских позициях и выступали за прекращение революции, при сохранении её основных политических и социально – экономических завоеваний. На левом фланге политического спектра термидорианцам противостояли сторонники возвращения к режиму якобинской диктатуры.

Однако после подавления восстаний, якобинцы, потерпев поражение, перестали представлять организованную силу, хотя и не утратили полностью своего влияния в провинции. Эти слои связывали своё благополучие, в первую очередь, с системой чрезвычайного правления, при которой официально подчеркивая примат народа и добродетельность бедности. С принятием Конституции был закончен важный этап в истории революции, этап подведения итогов и переосмысления ценностей.

оценка квартиры для наследства в Орле
кадастровая стоимость в Брянске
оценка рыночной стоимости объекта недвижимости в Туле