Внимание! diplom-land.ru не продает дипломы, аттестаты об образовании и иные документы об образовании. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.

Заказать курсовую работу

  8-800-835-76-85

Власть как общественное явление

Отрасли хозяйства России, развёрнутая характеристика агропромышленного комплекса и подробное изучение Востично-Сибирского экономического района

Велико значение в мировой экономике металлов, в первую очередь черных. К этой группе относятся железо и железные сплавы (сталь, чугун, ферросплавы), составляющие основу развития современного машиностр

Бизнес-план организации производства пластиковой тары (упаковки) в Люберцах Московской области

Компания собирается производить пластиковую упаковку для пищевой промышленности с целью последующего сбыта организациям-потребителям: продовольственным магазинам и молочному заводу г. Люберцы. Плани

Культура как фактор общения

Культура — это, прежде всего, характерный (для данного человека, общества) образ мыслей, действий и средств общения. В социологическом понимании культура, и в первую очередь её ядро — ценности, регули

Роль темперамента в поведении человека

Например, в последние десятилетия биологическое и физиологическое созревание человека ускорилось, акселерация привела к раннему становлению его темперамента, в то время как социальное формирование его

Георгий Жуков. Победоносец

Удивительно, как может человек повлиять на историю. Какой кажется важной жизнь одного маленького беззащитного ребенка, если речь идет о будущем великом полководце, спасшим страну от рабства. Я хотела

Европейский союз и его позиция в международных отношениях

Международные организации, в частности Европейский союз, не только регулируют межгосударственные отношения, но и принимаются решения по глобальным вопросам, таким как: экология, вопросы войны и мира,

Преступность в России и зарубежных странах. Сравнительный анализ

Динамика общего уровня преступности и ее отдельных сопоставимых видов, динамика структурных показателей, удельного веса различных видов преступного поведения являются основаниями для выявления кримино

Вопросы к госэкзамену по специальности "налоги и налогообложение"

Стадия распределения начинается с распределения новой стоимости и заканчивается формированием первичных доходов (зарплата, прибыль). · Перераспределительная – на этой стадии перераспределяются раннее

Скачать работу - Власть как общественное явление

Понятие власти является одним из центральных политологии . Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики.

Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства , позволяет выделить политику и политические отношение из всей суммы общественных отношений.

Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию.

Власть необходима , прежде всего , для воспроизводства человеческого рода . Семейно – родовая форма власти наблюдалась у кочевых народов России. С развитием оседлости постепенно утверждалась племенная власть . Формирование власти территориальной обусловлено необходимостью организации общественного производства , которая немыслимо без подчинения всех участников единой воли , а также потребностью регулирования социальных отношений между людьми. С появлением классов и государства кровные , родовые связи были разрушены , моральный авторитет старейшины рода сменился авторитетом публичной власти , которая отделилась от общества и встало над ним. В мировой политологии современное понимание власти в целом , политической в особенности , является результатом использования разных концептуальных подходов . Согласно западной традиции первичным видом власти является власть индивидуальная , как произвольная от естественного права на свободу действия распоряжения собой , вещами ,всем , что доступно . Поэтому распространенными моделями власти являются межперсональные конструкции , отношение между двумя и большим числом субъектов . Согласно позитивистскому подходу основу определения власти составляет признание асимметричности отношений между субъектами , существующая в связи с этим возможность одного субъекта влиять или воздействовать на другого субъекта. Если констатируется факт способности одного субъекта (А) влиять на других (ВиС) и добиваться поставленных целей , не смотря на сопротивление (со стороны ВиС) , то можно утверждать , что субъект (А) имеет власть (над ВиС) . Власть определяется так же , как способность или менять отношение людей , или сохранять их , как способность добиваться цели. Как заметил Г.Лассуел , классик американской политической науки , вся политическая наука сводится к изучению влияний . Власть начинается там , где информация , рекомендация , решения реализуются переходя в достижении цели 1 . В данной лекции рассмотрим сущность политической власти её основные компоненты и способы функционирования этого феномена. 1.Природа политической власти. 1.1 Понятие «политической власти» Понятие «власть» в обыденной жизни и в научной литературе употребляется в самых разных смыслах. Одни считают , что власть означает реальную способность одного из элементов существующей системы реализовать собственные интересы в её рамках , и в этом смысле власть есть осуществления влияния на процессы , происходящие внутри системы.

Другие считают властью результаты, продукт некоторого целенаправленного влияния . Третьи полагают, что власть представляет собой такие взаимные отношения между людьми или группами людей , сущность которых заключается во влиянии , воздействии , что это стремление к достижению равновесия 2 . Власть есть присущее обществу волевое отношение между людьми . Власть необходима , подчеркивал Аристотель , прежде всего , для организации общества , которое немыслимо без подчинения всех участников единой воле , для поддержания его целостности и единства 3 . Исторический опыт показывает , что там , где появляется необходимость в согласованных действиях людей (будь то отдельная семья , группа , социальный слой , нация или общество в целом ) , там происходит подчинение их деятельности достижению определенных целей .

2.Краснов.Б.И. Власть как явление общественной жизни.

Социально – Политический журнал. 1991. №11 (С.35). 3.Аристотель . Соч . В 4

В этом случае определяются ведущие и ведомые, властвующие и подвластные , господствующие и подчиненные . Мотивы подчинения весьма разнообразны. Они могут быть основаны на заинтересованности в достижении поставленной цели , на убежденности в необходимости выполнения распоряжения , на авторитете властвующего и , наконец , просто на чувстве страха перед нежелательными последствиями в случае неподчинения . Сами мотивы имеют большое значение для эффективности власти и её долговечности . Здесь важно подчеркнуть , что властные отношения объективно присуще общественной жизни . Это своеобразная плата за жизнь в обществе , ибо жить в обществе и быть свободным от его правил невозможно.

Другими словами, без отношений власти человеческая цивилизация невозможна.

Власть вовсе не является непременно результатом только насилия , подавление одной личности другой.

Замечено , например , что в сложной натуре человека есть несомненное искание над собой власти , которой он мог бы подчинится . Это своего рода потребность воздействия одного человека на другого , силы , соединяющая людей в общество.

Исходя из выше сказанного , можно дать следующее определение власти . Власть в общем смысле есть способность и возможность оказывать определенные воздействие на деятельность, поведения людей с помощью каких – либо средств – воли , авторитета , права , насилия . Отсюда можно сделать следующий вывод :власть-это один из важнейших видов социального взаимодействия ,специфическое отношение ,по крайней мере ,между двумя субъектами ,один из которых подчиняется распоряжениям другого ,в результате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы. Сама власть выступает в виде управления , управление – в виде власти . Но управление не есть функционирование власти.

Управление , подчеркивал Б.Краснов , шире чем власть . Власть – элемент управления , источник силы управления.

Процесс управления представляет собой процесс реализации властной воли для достижения цели властителя.

Управление же является средством, при помощи которого целенаправленное воздействие власти из возможности превращения в действительность 4 . Одно из наиболее распространенных представлений о власти – понимание её как принуждения. Как считает М.Байтин, власть безотносительно от форм своего внешнего проявления , в сущности , всегда принудительна , ибо так или иначе , направлена на подчинение воле членов данного коллектива , господствующей или руководящей в нем единой воле 5 . Отрицать то , что власть проявляется в процессе подчинения , принуждения воли какого – либо субъекта , было бы нелепо . Вместе с тем считаю , что сводить сущность властных отношений только к насилию и принуждению было бы неправильно.

Основные признаки власти.

Таблица№ 1

Власть : 1) способность , право и возможность распоряжаться кем – либо , чем – либо ; оказывать решающее воздействие на судьбу , поведение и деятельность людей с помощью различного рода средств – права , авторитета , воли , принуждения; 2) политическое господство над людьми; 3) система государственных органов; 4) лица , органы , облеченные соответствующими государственными , административными полномочиями.
Политическая власть существовала , как известно , не всегда. В примитивных обществах , т.е. в обществах , социально не структурированных , общая власть ещё не носит политического характера , так как нет проблем , которые вызывают к жизни политику , - проблем достижения согласия.

Политическая власть возникает в обществе , где люди разделены разными интересами , неодинаковым положением. В примитивном обществе власть ограничена родственными племенами связями.

4 Краснов.Б.И. Теория власти и властных отношений.

Социально – Политический журнал. 1994. №3-6 (с 80) 5. Байтин.М.И. Государство и Политическая Власть . Саратов , 1972 , (с112)

Политическая власть определена пространственными , территориальными границами.

Политической властью обеспечивается порядок на основе принадлежности человека , группы к данной территории , социальной категории , приверженности идее . При неполитической власти нет жестких различий между управляющими и управляемыми . Политическая власть осуществляется всегда меньшинством , элитой . Политическая власть возникает на основе соединения процесса концентрации воли множества и функционирования структур ( учреждений , организаций , институтов) , взаимосвязь двух компонентов : людей , которые сосредотачивают в себе власть , и организаций , через которые власть концентрируется и реализует.

Политологию же интересует политическая власть , являющаяся , как уже было отмечено , ядром политической системы общества ,её организационным и регулятивно контрольным началом . Она определяет все другие институты и отношения в самой системе общества . Прямо или косвенно политическая власть воздействует на развитие всех других общественных систем – экономической , социальной , духовной и др. К понятию «Политическая власть» , конечно , применимо общее , приведенное выше определение власти как таковой , как широкого понятия , имеющего многочисленные формы проявления. 1.2. Сущностные черты политической власти.

Сущностные черты политической власти К таковым следует относить: · суверенитет , что означает независимость и неделимость власти. · авторитетность власть , т.е. общепризнанное влияние субъекта власти во всех сферах жизнедеятельности общества; · принудительных характер власти ( убеждение , подчинение , приказание , господство , насилие) ; · всеобщность власти , которая означает функционирование власти во всех общественных отношений и политических процессах.

Политическая власть , как и любая власть , означает способность и право одних осуществляют свою волю в отношении других , повелевать и управлять другими. Но вместе с тем она имеет в отличие от других форм власти свою специфику. Её отличительными признаками являются: Верховенство , обязательность её решений для всего общества и , соответственно , для всех других видов власти . Она может ограничить влияние других форм власти , поставив их в разумные границы , либо вообще устранить их; Всеобщность , т.е. публичность . Это означает , что политическая власть действует на основе права от имени всего общества; Легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны ; Моноцентричность, т.е. существование общегосударствен-ного центра ( системы властных органов) принятие решений; Широчайший спектр используемых средств для завоевания , удержания и реализации власти 6 . Основными элементами власти являются её субъект , объект , а также средства (ресурсы). Субъект власти воплощает в себе её активное , направляющее начало. Им может быть личность , орган , организация , социальная общность и др. Для реализации властных отношений субъект должен обладать рябом таких качеств , как желание властвовать и воля к власти . Помимо этого субъект власти должен быть компетентным , должен знать состояние и настроение подчиненных , обладать авторитетом.

Субъект определяет содержание отношения через: 1) приказ (распоряжение) как властное повеление подчиниться воле субъекта власти; 2) подчинение как поведение частной воли власти: 3) наказание (санкции) как средство воздействия на отрицания господствующей воли; 4) нормирование поведения как совокупность правил в соответствии с всеобщим интересом.

6 Там же (с 53)
От приказа , характера содержащихся в нем требований во многом зависит отношения к нему объекта ( исполнителей) – второго важнейшего элемента власти.

Власть – всегда двустороннее отношение взаимодействие субъекта и объекта.

Власть не мыслима без подчинения объекта . Где нет объекта , там нет власти . Масштабы отношения объекта к субъекту власти простираются от ожесточенного сопротивления , борьбы на уничтожения до добровольного , воспринимаемого с радостью повиновения . Специфическим признаком власти как общественного явления выступает доминирование властной воли , а не просто влияние . Власть связана с общественной организацией, она есть качество , внутренне присущее организацией общество.

Следует видеть различия между властью организацией (на первых ступенях развития человеческого общества) и организацией власти (в классовом обществе). Не последнее место в понимание власти как явления, связанного с процессами , происходящими в жизни общества , занимает такое понятие как легитимность.

Власть – понятие правовое , означающее созидание ценностей согласно общественным интересам ; это законное право принимать решение , которым люди обязаны подчинятся , легальное право использовать принуждение во имя торжества законов.

Власть чрезвычайно необходима для достижения целей , ибо государственная политика вряд ли будет эффективна , если не соблюдаются правила , установленные для реализации этой политики.

Именно потому , что легитимность играет важную роль , правительство стремится обосновать свою власть , опираясь на определенные принципы. В сущности , правительство пытается создать ситуацию , в которой решения признавались и соблюдались бы «не на страх , а на совесть» , с верой в нравственную правоту решений и законов.

Правительство не могут рассчитывать на длительное существование и эффективную деятельность , полагаясь только на насилие . Необходимо добровольное согласие , скрепленное уважением законности . М.Вебер в свое время предложил классическую теорию , объясняющею социокультурные основания легитимности власти 7 . Традиционная власть.

Власть может приобретать законность благодаря традиции. Такую власть М.Вебер характеризует как традиционную власть. В этом случае повинуются потому , что «так всегда было». Традиционное господство имеет место в патриархальных обществах , организованных по подобию семьи , где повиновение отцу главе рода , является естественной реакцией на политический порядок.

Харизматическая власть.

Авторитет носителя харизматической власти – это авторитет какого – то необычного личного дара – харизмы. М.Вебер отмечает, что харизмой следует, называет качество личности признаваемое необычайным.

Благодаря этому качеству она оценивается окружающими как одаренная сверхъестественными или , по меньшей мере , специфически особыми силами и свойствами , недоступными другим людям . Такая личность рассматривается как бы посланной богом . В российской истории мы легко найдем примеры харизматического авторитета. Это авторитет таких большевистских лидеров , как Ленин , Сталин , Троцкий и д.р.

Рационально – правовая власть . Источник её законности состоит в том , что она опирается на общепризнанный правовой порядок . Люди , обладающие такой властью , приходят к своему положению на основе узаконенной процедуре.

Например , в результате выборов.

7 Вебер.М. Избранные произведения. М.,Прогрес.1990(С299)
Легитимность власти в этом случае покоится не на привычке , а на признании разумности , рациональности существующего политического порядка.

Следует иметь в виду , что в реальной политических жизни едва ли можно найти какие – то «чистые» типы , связанные только с одной из форм легитимности. В действительности можно говорить лишь о доминировании одной их форм законности и об определенной структуре маргинальных или второстепенных форм, связанных с разного рода социокультурными традициями и влияниями . Кроме того , в некоторых Западных обществах можно говорить о чертах традиционности и восприятии системы рационально – правовой власти.

Таблица №2 Понятие легитимности власти и её типы.

Легитимность власти – соответствие власти законно установленным нормам , а также основополагающим целям государств и общепринятым принципам и ценностям Типы легитимности власти
Легальный – власть узаконена нормами права , основана на признанных обществом конституционных принципах государства
Идеологическая легитимность – власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильности тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены
Традиционная легитимность – власть признается легитимной , поскольку она действует по правилам, закрепленным в традициях, и соответствует традиционным ценностям масс
Структурная легитимность – правомочность власти вытекает из убеждения в законности и ценности установленных структур норм, регулирующих политические отношения
Харизматическая легитимность – признание власти основывается на вере масс в особые способности политического лидера, вождя
Предпосылки поддержания легитимности власти.
Предпосылки поддержания Легитимности власти
Совершенствования законодательства и государственного управления в соответствии с новыми требованиями
Создание такой политической системы , легитимность которой основана на традициях населения , и потому не только более стабильна , но и косвенно влияет на поведение граждан
Личные харизматические черты политического лидера
Успешное осуществление государственной политики , поддержание законности и правопорядка
Политическая власть как , одно из важнейших проявлений власти характеризуется реальной способностью данного класса , группы , индивида проводить волю , выраженную в политике.

Понятие политической власти шире понятия власти государственной . Известно , что политическая деятельность осуществляется не только в рамках государства , но и в других составных частях социально – политической системы : в рамках партий , профсоюзов , международных организаций и т.д. 2.Структура политической власти. В политологии выделяются следующие базовые компоненты структуры общения в рамках государственно-публичной власти: 1) агенты; 2) ценности; 3) способы (инструментально-институционные ) и 4) ресурсы Взаимодействие между ними и определяет ,всю палитру отношений ,выражаемых в русском языке понятиями «господство» и «подчинение» , «воля» и «сила» , «контроль» и «распределение» , «руководство» и «лидерство» , «управление» и «давление» , «властвование» и «влияние» , «авторитет» и «насилие» , и т.д 8 . Таким образом , отношения «господства и подчинения» агентов власти составляют центральное звено механизма социального общения между людьми , при котором его участники признают сложившийся порядок властных отношений легитимным , т.е. социально значимым и необходимым способом и стереотипом взаимодействия людей в обществе . Коснёмся институциональной основы структуры власти , в основании которой лежит принцип разделения властей .Оно опиралось на мощную традицию обеспечения стабильности и равновесия , синтеза единовластия и коллективизма при принятии решений .Однако в древние и средние века идея равновесия сводилась к вопросам : кто правит , как властвующий учитывает интересы всех , кто может влиять на власть . Разделение властей облегчает взаимоконтроль деятельности государственных органов.

Теорию разделения властей определяют и как систему контроля и равновесия.

Получается , что каждая власть обладает своей сферой полномочия , закрытой для других , но влияет и на смежную сферу , так как есть вопросы совместного ведения.

8. Дектярёв.А.А. Политическая власть как регулятивный механизм социального общения. Полис: политические исследования 1996г. №3 (с110)
Каково же назначение и место каждой ветви власти в осуществлении властных полномочий? Законодательная власть. Она основывается на принципах Конституции и верховенство права , формируется путем свободных выборов.

Законодательная власть вносит поправки в конституцию , определяет основы внутренней и внешней политики государства, утверждает государственный бюджет , принимает законы , обязательные для всех исполнительных органов власти и граждан , контролирует их исполнение . Верховенство законодательной власти ограничено принципами права , конституций , правами человека.

Законодательные органы и другие органы власти (судебные и исполнительные) подконтрольны избирателям по средствам системы народного представительства и свободных демократических выборов. В демократических государствах носителем законодательной власти выступает парламент , который бывает двухпалатным и однопалатным.

Наиболее распространенным является однопалатный парламент. В ряде стран действует так называемая простая двух палатная парламентская система , при которой одна палата формируется в результате прямых выборов , а другая – на основе территориальной пропорциональности.

Исполнительно – распорядительная власть. Она отличается динамизмом , повышенной восприимчивостью к общественной жизни , осуществляется правительством.

Особенность исполнительной власти в том , что она не только исполняет законы , но и сама издает нормативные акты или выступает с законодательной инициативой. Если учесть , что это власть осуществляет свою деятельность преимущественно за «закрытыми» дверями , то при отсутствии надлежащих сдержек исполнительная власть неизбежно подминает под себя и законодательную и судебную власти . Исполнительно – распорядительная деятельность должна быть основана на законе и в рамках закона. Она не имеет прав присваивать себе полномочия и требовать от граждан выполнения каких либо обязанностей , если это не предусмотрено законом её сдерживание достигается по средствам регулярной под отчетности и ответственности перед народным представительством которое имеет право контроля за деятельностью исполнительной властью.

Судебная власть. Она включает учреждения, которые представляют самостоятельную структуру государственной организации.

Состояние судебной власти , отношение к ней в обществе , направление её развития оказывают существенное воздействие на все стороны жизни общества : экономическую , политическую , культурную , статус человека , обеспечения и защиту его прав и свобод.

Каждый человек должен иметь твердую уверенность в том , что его обращение к судебной власти будет завершено справедливым решением , ибо защита прав и свобод человека , разрешение конфликтов и споров цивилизованными средствами – норма правового государства. Суд призван быть защитником права пресекая правонарушения.

Судебная власть воздействует на законодательную и исполнительную.

Законодательная власть контролируется через систему судов. Так, с помощью Конституционного суда в стране обеспечивается конституционность не только подзаконных актов , но и самих законов . 9 Следующим аспектом структуры власти, на котором я хочу остановиться подробнее , являются её ресурсы. К основным ресурсам общества , можно отнести темы материальные предметы и духовные блага , которые способны ,

9. Краснов.Б.И. Власть как общественное явление.

Социально – политический журнал. 1994. №7-8 (с43-45).

во – первых , удовлетворять потребностям и интересам людей , представляя определенную ценность социальных отношениях и , во – вторых , повышать потенциал влияния и силу воздействия агентов власти. По мнению ряда американских политологов , власть есть , прежде всего , контроль и распределения ресурсов общества , а политика , соответственно , - сфера обмена ресурсами или регулирования ресурсообмена. 10 Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти.

Ресурсы власти очень многообразны . Существует несколько классификаций ресурсов.

Согласно одной из них , ресурсы делятся на утилитарные , принудительные и нормативные . К утилитарным относятся материальные и другие социальные блага; к принудительным – меры уголовного и административного воздействия на внутренний мир , ценностные ориентации и нормы поведения человека .Они призваны обеспечить одобрение действий субъекта власти , принятие его требований .Второй классификацией является деление ресурсов в соответствии с важнейшими сферами деятельности на экономические , социальные , политико-силовые и культурно информационные.

Экономические ресурсы - это материальные ценности , необходимые для общественного производства и потребления (деньги , продукты питания , полезные ископаемые.). Социальные ресурсы - это способность повышения (или понижения) социального статуса или ранга , места в социальной иерархии (должность , престиж , образование и д.р.) Культурно-информационные ресурсы – знания и информация , а также средства их получения : институты науки и образования , средства массовой информации и д.р.

Силовые ресурсы – это оружие и аппарат физического принуждения , специально подготовленные для этого люди.

10. Дегтярев .А.А. Полис : Политические Исследования 96г. №3 Политическая Власть как регулятивный механизм социального общения. (с115)
Специфическим ресурсом власти является сам человек ( демографические ресурсы). Люди – это универсальный , многофункциональный ресурс , который создает ресурсы . 11 Использование ресурсов власти приводит в движение все её компоненты , делает реальностью её процесс , который происходит по следующим этапам(формам) ; господство , руководство , организация и контроль.

Ресурсы власти.

Таблица № 4

Ресурсы власти – средства , использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта
Экономические : - - деньги; - плодородные земли; - полезные ископаемые и т.п.
Социально – политические: - численность населения, его качество; - социальное единство; - социальная стабильность и порядок; - демократизм общественных отношений; - участие населения в политике; - патриотизм гражданского общества и т.п.
Морально – идеологические : - идеалы, интересы, убеждения людей; - идеология, вера, доверие, общественное настроение; - чувства ( патриотические, национальные, религиозные), эмоции людей и т.п.
Информационно – культурные: - знания и информация; - институты науки и образования; - язык; - пропаганда во всех её формах; - средства массовой информации и т.п.
Силовые: - оружие и аппарат физического принуждения (армия, милиция, службы безопасности, суд, прокуратура)
11.Гончаров.Д.В. , Гоптарева .И.Б. Введение в политическую науку .Юрист М.,1996 (с42-44)
Еще один аспект структуры властного общения затрагивает отношения «управления (руководство)-давление (участие)» , связанные с самим институциональным механизмом «властвования» , способами государственного управления , а также с механизмом «обратной связи», т.е. поддержкой и давлением «снизу» групп гражданского общества. Эти противоположные стороны властного общения представляют собой взаимонаправленные силовые векторы. В этом аспекте весьма наглядно проявляется способность потенциала власти и влияния раскрываться в конкретном политическом контексте не только в виде управленческих и административных решений, но и в виде силового и морального давления управляемых.

Механизм осуществления власти.

Господство, т.е. подчинение одних социальных групп другим , что закрепляется в государственных нормативно – правовых актах
Руководство, т.е. определение и законодательное закрепление стратегии развития общества, политической системы, выбор средств осуществления основных задач и целей
Управление и организация, т.е. принятие конкретных управленческих решений, согласование, упорядочивание деятельности различных социальных групп, личностей, действий политических и неполитических организаций и учреждений
Механизм осуществление власти включает следующие моменты
Контроль как обратная связь, с помощью которой власть следит за тем, какие результаты имеют те или иные управленческие решения
Заключение. В данной лекции я постарался показать и раскрыть феномен политической власти в некоторых ее основных проявлениях.

Власть и есть та основа, которая определяет политику; власть существует везде, где есть совместная деятельность; это необходимый атрибут общественных отношений, суть которого заключается в переводе материальных и духовных интересов и сил в совместное действие. Для того чтобы обеспечить совместность материальных, духовных интересов и сил в совместное действие. Для того чтобы обеспечить совместность в любом деле, кто – то должен взять на себя инициативу распоряжения . Эта инициатива либо принимается , либо оспаривается.

Такова абстрактная модель функционирования власти : господства , доминирования и согласия и подчинения. В реализации же действительного властного акта дело обстоит гораздо сложнее.

Подчинение и сопротивление оказываются переплетенными между собою весьма сложным и для каждого отдельного случая специфическим образом.

Нельзя не согласиться с позицией А.Здравомыслова , что власть является центром , своего рода , силового поля , напряжение в котором распространяется неравномерно. Можно сказать , что сама власть представляет собой определенную совокупность средств организации социального пространства через соответствующие точки напряжения , через линии искривления пространства. Там , где появляются или существуют точки нелояльности , несогласия , неподчинения и протеста , возникает напряженность и необходимость концентрации властных усилий различного рода . Если напряженность накапливается в центрах , жизненно значимых для всей системы доминирования и подчинения , а не в периферийных областях , то возникает непосредственная угроза самим основаниям властных отношений . В современным условиях идет процесс развития власти , котором можно выделить ряд главных тенденций.

Первая тенденция заключается в усилении интенсивности процесса демократизации политической власти. Четко выраженным является процесс замены форм политической власти , основанных на прямом насилии и подчинении , формами общественного консенсуса и самоуправления.

Вторая тенденция проявляется в возрастании фактора легитимности власти как обязательного признака цивилизованной власти.

Властные структуры всех стран предпринимают максимум усилий для обеспечения легитимности политической власти, т.е. признание ее законного характера обществом.

Третья тенденция проявляется в высоких темпах бюрократизации аппарата властных структур.

Четвертая тенденция . Как правило было замечено, злоупотребление властью, подавление свободы граждан заложены не в сущности самой власти, а в необоснованной и неоправданной ее Конституции. Пятая тенденция отражает негативных процесс нарастания конфликтности между различными ветвями власти. Эта тенденция отрицательно воздействует на столь желательную для всех стран экономическую и политическую стабильность.

Политическая власть, которая как видно из предыдущего текста, охватывает все сферы жизни и моделируя человеческие отношения предает им статус политических является источником и основой этой политики, т.е. власть – первооснова политики.

Библиографический список 1. 2. Байтин. М. И. Государство и Политическая Власть.

Саратов, 1972. 3. Белов. Г.А. Институциональная система политической власти.

Кентавр №4 1996 4. Белов. Г.А. Политология. М., Наука 1994 5. Белов. Г.А. Пути эволюции нормативной политической системы российского общества.

Вестник МГУ Сер 12 №1 1997 6. Вебер. М. Избранные произведения. М., Прогресс. 1990 7. Гончаров Д.В., Гоптарева И.Б. Введение в политическую науку. Юрист М., 1996 8. Дегтярев А.А. Политическая Власть Как Регулятивный Механизм Социального Общения. Полис: Политические Исследования 96г. №3 9. Дмитриев.Ю.А. Соотношения понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества.

Государство и право 1994 №7 10. Краснов. Б.И. Власть как общественное явление.

Социально – политический журнал. 1994. №7 – 8 11. Краснов. Б.И. Теория власти и властных отношений . Социально – Политический журнал. 1994. №3 – 6 12. Мельников. Ю. Легитимность власти.

оценка аренды в Москве
оценка грузового автомобиля цена в Калуге
оценка нематериальных активов в Туле