Внимание! diplom-land.ru не продает дипломы, аттестаты об образовании и иные документы об образовании. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.
Только наступление постиндустриальной эры, когда ноосфера начинает преобладать над техносферой, способно предотвратить неминуемую катастрофу. Устанавливаются очистные сооружения, способные до минимум
Содержание TOC o '1-3' h z Введение -- PAGEREF _Toc19451393 h 3 Индивидуальное задание -- PAGEREF _Toc19451394 h 3 1. Анализ собранных данных -- PAGEREF _Toc19451395 h 4 1.1 Место расположения и зона
Профессия аудитора известна с глубокой древности. Еще в 200 г. до н. э. квесторы (должностные лица, ведавшие финансовыми и судебными делами в Римской империи) осуществляли контроль за государственными
Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний. Интерес к старине, природе, к чтению книг он прививал и сыну, поощряя в мальчике любовь к рисованию, пробудившуюся очень рано. В 184
Термин 'лоббизм' произошел от английского lobby, что в переводе – вестибюль, холл. То есть помещение, «где депутаты парламента могут общаться с посторонними» [2] , «где простой смертный может отловить
Введение Евро. Стр.8 6. Год Евро. Стр.11 7. Ткань проблем. Стр.16 8. Заключение. Стр.20 9. Библиография. Стр.22 1.Введение. Интеграционные процессы среди развитых и приближающихся к ним в своем разви
Исполнитель, студент Бондаренко Ю.М. III курса ФЭМ, гр. 46-94 Руководитель, доцент Сорокина Г.С. Москва 1997 Содержание TOC o '1-3' ....................................................................
Первый период – это время после Второй мировой войны до конца 50-х годов. Его завершение обозначено кризисом 1957-1958 гг. Основные черты этого периода состояли в послевоенной переориентации экономик
Первым из семи Таинств Церкви является Таинство Крещения – не принявший Крещения не может получать Божественную благодать, даваемую в остальных Таинствах. В Крещении человек – грешник, родившийся с наследственною от прародителей порчею, вновь рождается водою и Духом (Иоан. 3, 5), таинственно рождается в жизнь духовную. Как и в любом другом Таинстве Церкви, так и в Таинстве Крещения есть видимая и невидимая составляющие.
Последняя является неизменной, со временем не меняется.
Невидимая составляющая Таинства Крещения – это действие невидимого Святого Духа, который таинственным образом (непонятным даже для ангелов, не говоря уже о людях), восстанавливает Божественную чистоту человека, освобождая его от первородного греха и грехов его жизни – делая в момент крещения человека святым, могущим войти в Царствие Небесное как истинно чистое первое дитя Божие. Так, архиепископ Дорофей указывает: «Крещение для христиан служит как бы дверью для уверовавшего во Христа, вводящей в дом Отца Небесного – его святую Церковь» [ 2, с. 66 ] . Видимая составляющая Таинства Крещения – это внешняя оболочка Таинства, его обрядовая сторона – троекратное погружение оглашенного верою грешника в воду с произнесением слов «во имя Отца и Сына, и Святого Духа», завещенных нам Господом Иисусом Христом (Мтф. 28, 19). Епископ Кассиан (Безобразов) указывает, что сама «вода живая есть символ Святого Духа» [ 4, с. 209 ] . Архиепископ Николай (Кавасила) приводит чудный по своей сути пример значения Таинства Крещения для человека: «Так блаженный Порфирий, бывший в те времена, когда закон Христов овладел всею вселенною и голос проповедников услышали все люди, трофеи же мученических подвигов воздвигнуты были повсюду, яснее слова свидетельствуя об истинном Божестве Христа, и тысячекратно слышав учение, и бывши самовидцем таковых подвижников и чудес, оставался в заблуждении и ложь почитал вместо истины. Когда же крестился, и притом для шутки в игре, не только вдруг соделался Христианином, но совершился в лике мучеников. Ибо он был комедиантом, и занимаясь сим делом дерзнул и на сию смелость, дабы возбудить смех, и представил на зрелище крещение, и крестил самого себя, сойдя на театре в воду и провозгласив Троицу. Одни смеялись, коим казалось сие театральным представлением, а для него происшедшее было не смех и не тень, но истинное рождение и воссоздание и то самое, что составляет таинство. Ибо вместо комедианта вышел имея душу мученическую, тело мужественное, как бы привыкшее к любомудрию и подвигам, язык, извлекший у тирана вместо смеха гнев. И так возревновал он, проведший жизнь в игре, и так возжелал Христа, что претерпев многие мучения умер с радостью, даже и языком не изменив любви» [ 3, с. 51 ] . Чинопоследование Таинства Крещения символизирует духовное рождение человека.
Однако язык символов – язык общения с Богом, сегодня, к большому сожалению, зачастую не понятен простому мирянину. О важности изучения видимых сторон Таинств Церкви и знания их особенностей православным людом проникновенно говорит протоирей Александр Шмеман: «Понять богослужение изнутри, открыть и испытать то явление Бога, мира и жизни, которое содержит в себе и сообщает богослужение, соотнести это видение и это величие с нашим собственным опытом, со всеми нашими проблемами – вот цель литургического богословия. И Крещение дает всему этому истинное начало, основание, ключ. Вся жизнь Церкви коренится в той Новой Жизни, которая воссияла из гроба в первый день нового творения. Это та самая новая жизнь, которая дается нам в Крещении и исполняется в Церкви» [ 14, с. 13 ] . Именно сравнение внешней, видимой стороны Таинства Крещения – чинопоследования в его исторической перспективе является предметом нашего описания. 2. Логика изменения чинопоследования Таинства Крещения в исторической перспективе. 2.1. ПОДХОДЫ К ОПИСАНИЮ ТАИНСТВА КРЕЩЕНИЯ. Таинство Крещения, как и любое другое Таинство Церкви, слагается из различных элементов. Эти слагаемые, в исторической перспективе, появляются в чине постепенно, по мере необходимости. Иисус Христос, Господь наш, установил только основную форму чина Крещения (Мтф. 28, 19; Иоан. 3, 5). Священное Писание умалчивает о том, давал ли Господь Иисус Христос подробные наставления апостолам о частностях совершения ими Таинства Крещения. В своем фундаментальном исследовании «История чинопоследования Крещения и Миропомазания» А. Алмазов говорит о том, что Иисус Христос «как бы дает право апостолам, а равно и их преемникам, восполнить данное Им подробностями, какие будут требоваться, – по требованиям места и времени» [ 1, с. 645 ] . Чтобы понять логику развития чинопоследования Таинства Крещения в исторической перспективе необходимо, как минимум, определить развитие этого чина: § § § При этом в последнем случае, задача делится на две сослагаемые: § § 2.2. МЕСТО СОВЕРШЕНИЯ ТАИНСТВА КРЕЩЕНИЯ . В апостольский век специального места для Крещения, как правило, не выбирали и совершали Таинство Крещения в любом месте, при любом удобном случае, лишь бы был главный элемент ритуальной стороны – вода. Так, дьякон Филипп крестил евнуха в первом попавшемся источнике (Деян. VIII, 36). А. Алмазов указывает: «Климент Римский также представляет ап. Петра проповедующим людям, что грехи их могут быть омыты водою, безразлично – из источника или ручья, или даже моря, ежели они крестятся во имя Святой Троицы» [ 1, с. 501 ] . Первые упоминания о специально выделенных местах для Крещения появляться во II веке. Так, по древнему преданию, «Папа Пий I (168 – 175 г.г.) освятил по просьбе св.
Пракседы церковь в термах Новаты, и здесь же внутри устроил крещальный источник, в котором многих крестил» [ 1, с. 503 ] . При этом автор не указывает причин, по которым был построен специальный «крещальный источник». Видимо, основанием для появления первых крещален могли явиться следующие обстоятельства: § необходимость решения этического вопроса при одновременном массовом Крещении мужчин и женщин; § начало времени гонений на христиан – насущная необходимость в уединенном месте для Крещения.
Начиная с IV века, с момента открытого строительства церквей, крещальни строят вблизи храмом, чаще всего – против главного входа. Как отмечает А. Алмазов: «этим как бы давалось понять – Крещение есть дверь, вводящая в церковь Божию – мысль, которую древние отцы и учителя Церкви развивали очень часто» [ 1, с. 505 ] . Подробное описание устройства крещальни можно найти у него же [ 1, с. 507 – 512 ] . Крещальни как отдельные здания активно строятся и V веке.
Однако с VI века их строительство постепенно прекращается.
Объективным основанием для этого процесса послужило: § большинство взрослого населения окрестилось к V – VI векам; § введение в повсеместную церковную практику крещения новорожденных, для которых не было необходимости в строительстве обширных крещальных зданий.
Начиная с VII века крещальные купели переносятся во внутрь храмов, а начиная с VIII века баптистерии дозволено иметь не только в соборных храмах, но и в деревенских приходских церквах.
Патриарх константинопольский Алексий своим соборным определением 1029 года указывает, что исключительным местом Крещения признается храм [ 1, с. 517 ] . Поскольку крещальни имели башнеобразный вид Красносельцев выдвигает интересную гипотезу о том, что они послужили первообразом для колоколен, т.к. крещальни как особые здания стали выходить из употребления тогда, когда начали строить колокольни [ 5, с. 337 ] . На наш взгляд эта гипотеза достаточно романтична, но с хронологической точки зрения – имеет некоторое несоответствие. Так, во втором томе Полного Православного Богословского Энциклопедического Словаря указывается, что официально колокола разрешено было иметь при храмах только с середины XII века, а колокольни как помещения при церквах существовали начиная с XIV века [ 9, с.1410 ] . На Руси место для Крещения естественным образом находится в помещение самого храма. Так, по замечанию одного иностранца побывавшего на Руси в XV веке «купель для Крещения ставится в церкви» [ 1, с. 520 ] . Таким образом: § I век – первая половина II века, нет специальных мест для Крещения; § вторая половина II века – III век, строятся крещальни в укромных местах (в местах для богослужения); § IV век – VI века, крещальни строят открыто и больших размеров против главных входов в храмы; § VII век – по настоящее время, купели (места для Крещения детей) и баптестерии (места для Крещения взрослых) размещают в помещении самого храма. 2.3. ВРЕМЯ СОВЕРШЕНИЯ ТАИНСТВА КРЕЩЕНИЯ . Согласно Священному Писанию и Церковному Преданию, Иисус Христос не дал апостолам никакой заповеди о времени и месте Крещения. В I – II веках время Крещения строго не устанавливалось. Так, Тертуллиан, говоря о времени совершения Таинства Крещения, указывает: «Всякий день – Господень есть; всякий час, всякое время удобно для Крещения: правда есть разница относительно торжественности, но благодать одна и та же» [ 11; 1, с. 524 ] . Из последних слов Тертуллиана следует, что, как минимум, во II веке уже имели место определенные дни для совершения Таинства Крещения.
Введение во II веке в церковную практику определенного времени для совершения Таинства Крещения объективно диктовалось следующими обстоятельствами: 1. С началом гонения на христиан увеличилось число вероотступников (люди по слабости своей не выдерживали пыток), а как известно – кто отречется перед людьми от Господа, тот не войдет в Царствие Небесное (Мф. 10, 32, 33; Лук. 12, 8, 9). По любви Господа к своему созданию – человеку и благодати Промысла Божьего, предстоятели церквей откладывали Крещение к определенным датам, давая тем самым обращавшимся необходимое время как для научения основам веры, так и, самое главное, для испытания самих себя в истинности своей веры в Господа нашего Иисуса Христа. 2. Желание крещаемых сделать этот день более торжественным, следовательно, по возможности отнести его ко дню христианского праздника. О конкретных торжественных днях, когда совершается Крещение указывает Тертуллиан: «Торжественный день Крещения представляет Пасха; ибо в этот день и страдания Господа, в которые мы крестимся, исполнились … Потом Пятидесятица есть весьма продолжительное время Крещения» [ 11; 1, с. 525 ] . После прекращения гонений на христиан, начиная с IV века крещальная практика тяготеет к совершению Таинства Крещения в строго определенные дни. Так, Василий Великий указывает: «Какое время более прилично для Крещения, как не день Пасхи. Ибо в этот день есть некоторое воспоминание Воскресения; Крещение же есть некоторый образ Воскресения. И так, благодать Воскресения мы получаем в Воскресение» [ 1, с. 527 ] . В Апостольских Постановлениях указывается на совершение Таинства Крещения в Великую Субботу [ 1, с. 528 ] . В практике Западной Церкви обычай Крещения был более употребим в Пятидесятицу. Ко дням совершения Таинства Крещения также относились [ 1, с. 528 – 530 ] : § день Рождества Христова (Галльская Церковь); § день Рождества Иоанна Крестителя (Галльская Церковь); § день храмового праздника (Иерусалимская Церковь); § апостольские праздники (Галльская и Испанская Церковь); § дни посвященные памяти мучеников (Галльская и Испанская Церковь). Начиная с VII – VIII веков время Крещения в Восточной Церкви становится все менее и менее привязанным ко времени совершения церковных праздников, а начиная с IX века принято Крестить, когда бы ни случилось. Одним из оснований для этого послужило 124-е правило Карфагенского Собора (419 г.), подтвержденное правилом 84-м VI Вселенского Собора, Константинопольского (680 г.), которое гласит: «Последуя каноническим постановлениям отцов, определяем и о младенцах: каждый раз, когда не обретаются достойные свидетели, несомненно утверждающие, яко крещены суть, и когда сами они, по малолетству, не могут дать потребный ответ о преподанном им Таинстве, должно без всякого недоумения крестить их: да таковое недоразумение не лишит их очищения толикою святынею». В Западной Церкви Крещение перестали совершать в строго определенные дни только начиная с XII века. В практике Крещения в древней русской церкви имели место элементы древней церковной традиции – совершали Таинство Крещения в определенные дни. Так, в правилах митрополита Георгия указывалось: «в пост ни человек, ни детина не крестится, ни страстная неделя, но в вербную и в субботу Лазареву и в великую субботу … аще ли болен, да крестите» [ 1, с. 537 ] . Затем в истории русской церкви наступает период безразличного отношения ко времени совершения Таинства Крещения – его совершают по мере необходимости – для младенцев, но все же, по возможности, в торжественные дни – для взрослых. Так, признанный авторитет в области истории чинопоследования Таинства Крещения А. Алмазов пишет во второй половине XIX века: «В настоящее время при Крещении взрослых, как было впрочем и всегда, принято наблюдать, чтобы оно по возможности для большей торжественности совершалось в какой–либо праздничный день» [ 1, с. 538 ] . 2.4. РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЧИНА КРЕЩЕНИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ. Св.
Иустин, как отмечает архиепископ Филарет (Гумилевский), занимает первое место после мужей Апостольских, являясь учителем Церкви с ревностью и духом Апостольским [ 12, с. 62 ] . Именно по этому нам важно его свидетельство о чинопоследовании Крещения, приведенное Митрополитом Московским и Коломенским Макарием: «Кто убедится и поверит, что учение наше и слова истинны, и кто обещается, что может жить таким образом, тех учат, чтобы они с молитвою и постом просили Бога об отпущении прежних грехов, и мы с ними молимся и постимся; потом проводятся они нами туда, где есть вода, и возрождаются тем же образом, каким сами мы возродились, т.е. омываются они тогда водою во имя Отца всех и Владыки Бога, и Спасителя нашего Иисуса Христа, и Духа Святого» [ 7, с. 323 ] . Митрополит Московский и Коломенский Макарий наряду с этим приводит и другие аналогичные свидетельства пастырей и учителей Церкви о совершении Таинства Крещения в первые века. В I – II в.в. в чинопоследование Таинства Крещения входило: § § § § § Однако с позиции упорядочения его составных элементов в I – II в.в., как указывает А. Алмазов [ 1 ] , до единообразия в крещальном чине еще было далеко.
Начиная со второй половины II века и, главным образом, в III веке внешнее развитие чина Крещения становится заметным [ 1; 8; 11 ] – появляются нововедения: § § Согласно свидетельству «Апостольских Постановлений» ( IV век) и частным свидетельствам, особенно в творении Тертуллиана [ 11 ] , в приготовительной части Крещения существенное место занимают заклинательные молитвы; совершительная часть Крещения начинается отречением от сатаны, за которым следует сочетание Христу, помазание елеем, крещение воды. Само Крещение осуществляется троекратным погружением крещаемого в воду с произнесением крещающим слов «во имя Отца и Сына, и святого Духа». После принятия Крещения новопросвященный произносит молитву Господню – «Отче наш» и другую, в которой испрашивает себе покровительство Божие. В след за этим актом, по всей вероятности, следовало участие новопросвященного в Литургии.
Начиная с III века крещальный чин в различных Церквах представляет собой чин более или менее одного порядка, причем главные элементы чинопоследования Таинства Крещения располагаются более или менее в одной и той же последовательности, а элементы второстепенные – довольно целесообразно группируются вокруг первых. Таким образом, к концу III века в крещальный чин входят почти все современные обряды, только в более в простой форме. А. Алмазов [ 1 ] указывает, что условия усложнения чина Крещения в III веке были довольно сложными, они состояли как во внешнем положении Церкви, так и во внутреннем ее состоянии: § § ритуальной стороны христианства.
Однако главным условием было отношение между язычеством и Церковью.
Множество гонений, казней опустошали ряды членов Церкви.
Церковь в тяжелые дни своего существования подкрепляла своих членов молитвами, в нашем случае – оглашенных, как также нуждавшихся в подкреплении молитвою допускала к участию в общих молитвах верных в общественном богослужении христиан, т.к. общественные моления скорее достигают своей цели. С другой стороны, усложнение приготовительной части чина Крещения было следствием желания Церкви оградить свои ряды от предателей. Само оглашение могло длиться несколько лет, в истории известны отдельные случаи, когда оно длилось 7 лет [ 1 ] . На наш взгляд, удлинение и усложнение чина Крещения во времена массовых гонений на христиан было заботой Господа нашего Иисуса Христа о духовно – нравственном возрождении человека, Его любовью к человеку, ибо: «Сказываю же вам: всякого, кто исповедует Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедует пред Ангелами Божиими» (Лук. 12, 8). Сломавшийся же под пытками язычников – вероотступник, его ждал только один путь – в Ад, ибо сказано Спасителем: «А кто отвергнется от Меня пред человеками, тот отвержен будет пред ангелами Божиими» (Лук. 12, 9). По промыслу Божьему удлинялась подготовительная часть крещального чина – дабы оглашенный, укрепляясь в вере, в полной мере смог впитать в себя всю любовь к Господу, стал истинным христианином, готовым с искренней радостью исполнить последнюю заповедь блаженства, данную нам Господом: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» (Мтф. 5, 11). IV – V веках устанавливаются более или менее прочные формы совершения чина Крещения, продолжается наполнение крещального чина новыми элементами, но акцент постепенно смещаться от привнесения новых элементов, к большему усложнению уже имеющихся.
Причиной этому также послужило отношение христианской Церкви к язычеству [ 1 ] . В IV веке язычество предприняло последнюю попытку поколебать веру христианскую через торжественность, богатство и пышность своих обрядов, которыми само христианство того времени было бедно. Как ответ на это в IV – V веках чин Крещения представляет собою в высшей степени торжественный и вместе с тем весьма обширный и многосложный акт. А. Алмазов приводит замечательное высказывание Рубцова, одного из исследователей Таинства Крещения, объясняющее такое чинопоследование следующим образом: «чтобы выразить все величие Таинства Крещения, приблизить его к пониманию человека и яснее представить ему те блага, какие сообщаются через Крещение, пастыри Церкви, как приемники апостольского служения, облекли его в благолепную одежду обрядов, знаменующих возрождение внутреннего человека» [ 1, с. 648 ] . На наш взгляд, такое торжественное совершение Таинства Крещения в IV – V века, когда вся община с радостью принимала в свои ряды нового члена в Светлый день Пасхи Христовой, который в день Крещения получал также дары Духа Святого в Таинстве Евхаристии – является для нас, грешных, как бы огнем маяка, зажженным для нас милостию Господа нашего Иисуса Христа и показывающим, к чему должна стремиться христианская община при принятии в свои ряды новообращенных. С падением язычества, в V веке, устранилось одно из важных побуждений к развитию великолепия обстановки в чинопоследовании Крещения.
Вместе с тем остановилось и само развитие литургической стороны Крещения.
Именно в этот период, в IV – V века, главным образом завершается упорядочение составных элементов крещального чина.
Начиная VI с века постепенно начинается суживание внешнего объема чина Крещения (он рассчитался на взрослого человека). Основанием для этого послужило повсеместное вхождение в практику крещения младенцев [ 1 ] . Так, чин принятия в оглашенные нередко годами отделялся от самого оглашения как обрядового акта, но с началом массового Крещения младенцев эти акты сплотились в один, почти неразрывный акт, практически совершавшийся в один день.
Несмотря на постепенное сужение чина Крещения, он, хотя и крайне медленно, но продолжал пополняться новыми элементами. Так, примерно в XVI веке в связи с тем, что Божественная Литургия стала совершаться от Крещения отдельно (без привязки ко времени совершения Таинства Крещения) Церковь нашлась вынужденной привнести в крещальный чин чтение апостола и Евангелия. И так, исходя из сказанного: 1. IV – V веках.
Главными внешними факторами его развития явились: § § 2. I века чин Крещения сужается и делается проще.
Главный фактор – введение во всеобщую церковную практику Крещения младенцев. 3. VI веке, но отсутствие полного единообразия до XVII века (надо помнить, что до XVI века Богослужебные книги были рукописными и в них, по различным причинам, писцами вносились изменения). 4. 3. ОБ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ТАИНСТВА МИРОПОМАЗАНИЯ. Митрополит Макарий отмечает: «Главное невидимое действие Таинства Миропомазания состоит в том, что оно сообщает верующим Святого Духа. В Крещении мы только очищаемся от грехов и возрождаемся силою Святого Духа, но не удостоиваемся еще принять Его в себя и соделаться его храмами: через Миропомазание преподается нам Дух Святой со всеми его благодатными дарами, необходимыми для жизни духовной» [ 7 ,с. 358 ] . История внешнего развития чина Миропомазания гораздо проще, чем Крещения.
Окончательное развитие чинопоследования Таинство Миропомазания получило в первые III века благодаря своему незначительному объему и занятию менее видного места, чем Таинство Крещения.
Современное чинопоследование Таинства Миропомазания в целом имеет те же элементы, которые были и во времена первенствующей Церкви.
Справедливости ради, надо указать, что некоторые прибавления все же имели место – это: § § С позиции внутреннего развития – все аналогично развитию чинопоследования Таинства Крещения. 4. ВЫВОДЫ. Наиболее полные и подробные выводы о развитии чинопоследования Таинства Крещения в исторической перспективе можно найти у А. Алмазова [ 1, с. 683 ] . Здесь мы приведем только те, которым наиболее полно соответствует содержание нашего описания (естественно, что наши выводы были бы гораздо более скромными): 1. Внешними факторами в деле введения новых действий были, с одной стороны – противодействие язычеству, как угнетающей силе и как пышному культу, а с другой – развитие до известной степени теоретической стороны христианского учения. 2. § I – II века, период простоты и несложности крещального чина, полнейшей свободы в совершении его второстепенных актов; § § § § 3. VI веку.
Внешними факторами в этом случае были, с одной стороны – противодействие еретикам, а с другой – естественное стремление Церкви к единству как в теоретическом учении, так и в богослужебной практике.
Проведенное нами описание логики развития чинопоследования Таинства Крещения в исторической перспективе позволяет также сделать два, на наш взгляд, важных суждения о Промысле Божием в деле спасения рода человеческого: 1. язычников – вероотступник, его ждал только один путь – в Ад, ибо сказано Спасителем: «А кто отвергнется от Меня пред человеками, тот отвержен будет пред ангелами Божиими» (Лук. 12, 9). По промыслу Божьему удлинялась подготовительная часть крещального чина – дабы оглашенный, укрепляясь в вере, в полной мере смог впитать в себя всю любовь к Господу, стал истинным христианином, готовым с искренней радостью исполнить последнюю заповедь блаженства, данную нам Господом: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» (Мтф. 5, 11). 2. IV – V века, когда вся община с радостью принимала в свои ряды нового члена в Светлый день Пасхи Христовой, который в день Крещения получал также дары Духа Святого в Таинстве Евхаристии – является для нас, грешных, как бы огнем маяка, зажженным для нас милостию Господа нашего Иисуса Христа и показывающим, к чему должна стремиться христианская община при принятии в свои ряды новообращенных.
Список литературы 1. Алмазов А. История чинопоследования Крещения и Миропомазания.
Казань, 1885. 2. Дорофей, архиепископ Пражский, митрополит Чешских земель и Словакии.
Путеводитель по Библии: руководство для священнослужителей.
Москва, св.
Кирилл и Мефодий, 2001. 3. Николай (Кавасила), архиепископ. Семь слов о жизни по Христе. 4. Кассиан (Безобразов), епископ. Водою и кровию и Духом. Париж, 2001. 5. Красносельцев.
Очерки из истории христианского храма.
Казань, 1881. 6. Левшенко Б., иерей.
Догматическое Богословие. Курс лекций.
Москва, Изд-во ПСТБИ, 1996. 7. Макарий, митрополит Московский и Коломенский.
Православно-Догматическое Богословие. Том II. Репринт.
Москва, Паломник, 1999. 8. Нефедов Г., протоирей.
Таинства и обряды Православной Церкви: учебное пособие по Литургике.
Москва, Паломник, 1995. 9. Полный Православный Богословский Энциклопедический Словарь. Том II . Репринт.
Москва, 1992. 10. Смирнов Е. И. История Христианской Церкви: курс III и IV классов духовных семинарий.
Репринт. СТСЛ, 1997. 11. Тертуллиан. О крещении. Сайт: Библиотека христианина, http://clib.ru 12. Филарет (Гумилевский), архиепископ.
Историческое учение об Отцах Церкви. Том I . Репринт. СТСЛ, 1996. 13. Шмеман А., протопресвитер.
оценка стоимости предприятия в Москве